По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Цифровизация транспортного предприятия. Ждать или действовать?

Алиса Муратова бизнес-аналитик сервиса Synerdocs

О цифровизации транспортной отрасли говорят с 2018 года. Электронные документы, разрешения, реестры, мобильные приложения — все это еще вчера казалось чем-то запредельным, а сегодня стало бытовой необходимостью. Появляются нормативные правовые акты, проводятся эксперименты федерального масштаба, создаются новые информационные системы, которые предназначены для контроля грузооборота на территории РФ. Больше всего изменений на себе почувствуют транспортные компании. Почему так получилось, каковы перспективы нововведений и что происходит на рынке сегодня, расскажу в статье.

В который раз на рассмотрение выносится проект Постановления Правительства РФ № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление), который определяет понятие электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН) и регламентирует правила ее использования. Суть проекта сводится к тому, что документооборот между заказчиком, поставщиком, покупателем и транспортной компанией должен стать максимально прозрачным, а все данные о товарообороте будут поступать в государственную систему Минтранса. Но это еще не все. Считается, что в дальнейшем ФНС будет иметь доступ к реестрам и использовать только те, которые ей необходимы. То есть отпадет необходимость печатать и хранить коробки с транспортными документами на случай налоговой проверки.

Более того, с 1 по 30 октября 2020 года пройдет эксперимент Министерства транспорта, который охватит несколько регионов России и несколько ведомств. В цепочке обмена ЭТрН будут участвовать операторы электронного документооборота (далее — ЭДО), крупнейшие грузоперевозчики и грузоотправители. По итогам эксперимента должны быть внесены изменения в нормативно-правовые акты, разработаны/доработаны регламенты обмена электронными документами.

И еще немного об инициативе государства. Сейчас Минтранс разрабатывает Суперсервис-22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». По мнению создателей, система должна содержать реестры перевозимых грузов и пассажиров, хранить в себе все транспортные накладные и путевые листы, позволять создавать специальные электронные разрешения для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов в электронном виде, в том числе при пересечении границ. Планы воодушевляющие! Все эти действия Минтранса явно говорят о том, что цифровизация неизбежна.

Конечно, транспортным компаниям, и вот почему.

Грузоотправители и грузополучатели — это те организации, которые уже давно переводят взаимодействие между собой в цифровую плоскость. УПД, товарные накладные, счета-фактуры, акты об установленных расхождениях, договоры и другие документы планомерно становятся электронными. Для них «ТрН — это последний документ, который нужно переводить в ЭДО». Другое дело — транспортные компании. Слишком много в последние годы было забот, связанных с введением тахографов, повышением налогов. К тому же в отрасли наблюдается высокая конкуренция. Однако именно желание самой компании «гнуть линию» автоматизации и наличие возможностей для этого делает ее конкурентоспособной.

Для Цитирования:
Алиса Муратова, Цифровизация транспортного предприятия. Ждать или действовать?. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: