В который раз на рассмотрение выносится проект Постановления Правительства РФ № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее — Постановление), который определяет понятие электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН) и регламентирует правила ее использования. Суть проекта сводится к тому, что документооборот между заказчиком, поставщиком, покупателем и транспортной компанией должен стать максимально прозрачным, а все данные о товарообороте будут поступать в государственную систему Минтранса. Но это еще не все. Считается, что в дальнейшем ФНС будет иметь доступ к реестрам и использовать только те, которые ей необходимы. То есть отпадет необходимость печатать и хранить коробки с транспортными документами на случай налоговой проверки.
Более того, с 1 по 30 октября 2020 года пройдет эксперимент Министерства транспорта, который охватит несколько регионов России и несколько ведомств. В цепочке обмена ЭТрН будут участвовать операторы электронного документооборота (далее — ЭДО), крупнейшие грузоперевозчики и грузоотправители. По итогам эксперимента должны быть внесены изменения в нормативно-правовые акты, разработаны/доработаны регламенты обмена электронными документами.
И еще немного об инициативе государства. Сейчас Минтранс разрабатывает Суперсервис-22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». По мнению создателей, система должна содержать реестры перевозимых грузов и пассажиров, хранить в себе все транспортные накладные и путевые листы, позволять создавать специальные электронные разрешения для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов в электронном виде, в том числе при пересечении границ. Планы воодушевляющие! Все эти действия Минтранса явно говорят о том, что цифровизация неизбежна.
Конечно, транспортным компаниям, и вот почему.
Грузоотправители и грузополучатели — это те организации, которые уже давно переводят взаимодействие между собой в цифровую плоскость. УПД, товарные накладные, счета-фактуры, акты об установленных расхождениях, договоры и другие документы планомерно становятся электронными. Для них «ТрН — это последний документ, который нужно переводить в ЭДО». Другое дело — транспортные компании. Слишком много в последние годы было забот, связанных с введением тахографов, повышением налогов. К тому же в отрасли наблюдается высокая конкуренция. Однако именно желание самой компании «гнуть линию» автоматизации и наличие возможностей для этого делает ее конкурентоспособной.