По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.543 DOI:10.33920/vne-04-2105-04

Цифровизация таможенного контроля культурных ценностей в международной торговле

Кристина Александровна Воищева студент ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений» МИД России. 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, ORCID: 0000-0002-5817-5490, E-mail: voishcheva.k@odin.mgimo.ru
Алексей Валерьевич Бондаренко канд. экон. наук, доцент ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений» МИД России. 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, ORCID: 0000-0003-19960514, E-mail: bondaralex@list.ru
Лариса Сергеевна Притчина канд. техн. наук, заведующая кафедрой математических методов и бизнес-информатики ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений» МИД России. 119454, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76, ORCID: 0000-0003-2840-7454, E-mail: l.pritchina@odin.mgimo.ru
Валентин Юрьевич Вахрушев канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ORCID: 0000-0002-2695-7463., E-mail: val.vahrushev@gmail.com

Развитие международной торговли и рост влияния зрительных образов на сознание современного общества привели к стабильно растущему спросу на предметы искусства. Однако рынок произведений искусства — золотая жила для профессиональных воров. Ежемесячно в мире похищается более тысячи произведений искусства. Криминальный арт-бизнес занимает третье место после оборота наркотиков и торговли оружием. Уровень раскрываемости преступлений, связанных с кражей арт-объектов, по-прежнему ничтожно низок (всего 1,5 % судебных дел заканчиваются в пользу владельцев), денежные объемы — колоссальные (по общим оценкам, глобальная стоимость наворованных работ составляет 3,7 млрд фунтов стерлингов), а заинтересованность внутренних органов разных стран в подготовке специализированных кадров по розыску — мизерная[footnote]1[/footnote]. Актуальность представленной темы заключается в том, что глобализация международной торговли культурными ценностями и высокая коррупционная составляющая требуют совершенствования таможенного администрирования и повышения качества таможенной деятельности. Инновационные технологии на сегодняшний день способны автоматизировать процесс контроля за культурными ценностями, ускорить и упростить процесс взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, а также обеспечить полную безопасность транспортировки объектов культурного наследия. Цель — разработать предложения по совершенствованию таможенного контроля за перемещением культурных ценностей, в частности, за счет создания информационной межведомственной системы мониторинга движения культурных ценностей с использованием блокчейн-технологий и «Интернета вещей», которые способны обеспечить большую прозрачность движения предметов искусства. Объект исследования — обеспечение таможенного контроля за перемещением объектов культурного наследия. Предмет исследования — прорывные технологии как средство повышения эффективности таможенного контроля за перемещением культурных ценностей.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 18 июня 2017 г. № 127 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2017 г. № 435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела».

3. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2017 г. № 430 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».

4. Седых И. А. Российский рынок предметов искусства. — НИУ ВШЭ. — М., 2018. — 61 с. — [Электронный ресурс]. — URL: https://dcenter.hse.ru/data/2018/12/18/1144615288/ Российский%20рынок%20предметов%20искусства%202018.pdf (дата обращения: 22.03.2021).

5. Study report on Disruptive Technologies // WCO. — June 2019 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.wcoomd.org//media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/ instrumentsandtools/tools/disruptivetechnologies/wco_disruptive_technologies_ en.pdf?la=en (дата обращения: 22.03.2021).

6. P. De Filippi, M. Mannan, W. Reijers. Blockchain as a confidence machine: The problem of trust & challenges of governance // Technology in Society. — 2020. — Vol. 62 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S0160791X20303067?via%3Dihub (дата обращения: 15.03.2021).

7. The Promise of the Blockchain: the Trust Machine // The Economist. — 2015. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.economist.com/leaders/2015/10/31/thetrustmachine (дата обращения: 24.03.2021).

8. P. De Filippi. Blockchain technology and decentralized governance: the pitfalls of a trustless dream // Technology in Society — 2019. [Электронный ресурс]. — URL: https://www. researchgate.net/publication/338825830_Blockchain_Technology_and_Decentralized_ Governance_The_Pitfalls_of_a_Trustless_Dream (дата обращения: 15.03.2021).

1. Federal Law of Russian Federation № 127 of June 18, 2017 [On the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation] (in Russian).

2. Federal Law of Russian Federation № 435 of December 28, 2017 [On the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Improvement of Public Administration in the Sphere of Export and Import of Cultural Property and Archival Aff airs] (in Russian).

3. Federal Law of Russian Federation №430 of December 28, 2017 [On amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation] (in Russian).

4. Sedykh I. A. Rossiiskii rynok predmetov iskusstva [Russian art market]. Moscow, 2018. P. 61. — Available at: https://dcenter.hse.ru/data/2018/12/18/1144615288/Российский%20 рынок%20предметов%20искусства%202018.pdf (accessed: 22.03.2021) (in Russian).

5. Study report on Disruptive Technologies. WCO. June 2019. — Available at: http://www. wcoomd.org//media/wco/public/global/pdf/topics/facilitation/instrumentsandtools/tools/ disruptivetechnologies/wco_disruptive_technologies_en.pdf?la=en (accessed: 22.03.2021).

6. P. De Filippi, M. Mannan, W. Reijers. Blockchain as a confi dence machine: The problem of trust & challenges of governance. Technology in Society. 2020. Vol. 62. — Available at: https://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S0160791X20303067?via%3Dihub (accessed: 15.03.2021).

7. The Promise of the Blockchain: the Trust Machine. The Economist. 2015. — Available at: https://www.economist.com/leaders/2015/10/31/thetrust-machine (accessed: 24.03.2021).

8. P. De Filippi. Blockchain technology and decentralized governance: the pitfalls of a trustless dream. Technology in Society. 2019. — Available at: https://www.researchgate.net/ publication/338825830_Blockchain_Technology_and_Decentralized_Governance_The_ Pitfalls_of_a_Trustless_Dream (accessed: 15.03.2021).

Международное культурное сотрудничество — это действенный способ для государств, организаций и частных лиц преодолеть барьер непонимания и больше узнать об искусстве, культуре и наследии другой страны. Проекты в области культурного сотрудничества обычно подразумевают передвижение художников и/или произведений искусства через границы. Международное сотрудничество в области культуры может происходить в рамках дву- или многосторонних соглашений между странами.

Согласно положениям Конвенции ООН об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г., культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием всего человечества. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие народов мира. В этой связи сбережение предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, выступает как одна из важнейших задач всех государств.

В последнее время проблеме контрабанды культурных ценностей уделяется огромное значение. Этот острый вопрос помог принятию ряда международных актов, таких как: Конвенция ЮНЕСКО от 14 ноября 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» и Решение глав правительств государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г. об утверждении Положения о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей. Также было принято соглашение о препятствии незаконного перемещения культурных ценностей странами СНГ. Данное соглашение было подписано 28 сентября 2001 г. в Москве2 .

Эти соглашения смогли помочь выявить острую проблему: большинство культурных ценностей, которые были задержаны, как правило, не возвращаются в страну, а тем более к своему фактическому собственнику.

По этому вопросу можно привести яркий пример: бизнесмен, являющийся гражданином Российской Федерации, везет культурную ценность из Калининграда в Москву, подвергаясь таможенному контролю в Литве и Белоруссии (т. е. следуя из России в Россию). Если в ходе таможенного досмотра выяснится, что данный объект незадекларированный, то данное государство имеет за собой право оставить культурную ценность на территории своей страны. Но если следовать принятым международным договорам, то решение данной ситуации должно вести за собой возвращение культурной ценности в фактическую страну происхождения либо непосредственному собственнику. Данный вопрос поможет решить международная организация, осуществляющая деятельность в сфере незаконного перемещения культурных ценностей.

Для Цитирования:
Кристина Александровна Воищева, Алексей Валерьевич Бондаренко, Лариса Сергеевна Притчина, Валентин Юрьевич Вахрушев, Цифровизация таможенного контроля культурных ценностей в международной торговле. Международная экономика. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: