Внедрение технологий информационного моделирования в России осуществляется с 2014 года, однако, вопросы правового регулирования данной сферы еще только начинают обсуждаться в публичном поле. Так, в конце июня в Московской торгово-промышленной палате прошла совместная конференция компаний Bilfinger Tebodin и Beiten Burkhardt, где данной проблематике был посвящен отдельный блок.
Цифровизация строительной отрасли невозможна без применения технологий информационного моделирования, которые, в свою очередь, нуждаются в хорошо проработанной нормативной системе. В конце июня Градостроительный кодекс был впервые дополнен положениями, посвященными информационной модели.
Нормативная база BIM многогранна. Она находится на пересечении разных юридических институтов и даже отраслей права. Требования к BIM-модели, как продукту проектной деятельности, опосредованы нормами административного права, ведущее значение в которых, без сомнения, принадлежит Градостроительному кодексу РФ. С другой стороны, нормы гражданского законодательства помогают определить специфику BIM-модели, как объекта гражданских прав: начиная со структуры договора на ее подготовку и заканчивая порядком распределения прав на BIM-модель.
Как следствие, на практике могут возникать различные споры, связанные с BIM-моделью, и при их разрешении судам приходится руководствоваться целым набором различных правовых актов, опосредующих государственно-властные отношения в сфере проектирования и гражданские, основанные на принципе диспозитивности.
Следует заметить, что в настоящее время в судебной практике можно найти лишь несколько споров, предметом которых была BIM-модель. К наиболее свежим судебным актам можно отнести решение Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-2696/2019 от 24.04.2019. Помимо прочего, суд пришел к выводу, что договор на разработку BIM-модели опосредован нормами Гражданского кодекса РФ о подряде, из чего следует право заказчика на отказ от договора в порядке, предусмотренном нормами о подряде. Природа же BIM-модели, как сложного объекта гражданских прав предметом судебного исследования еще не была.