По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.9:316 DOI:10.33920/pol-01-2308-01

Цифровизация социальной сферы и ее последствия

Сухов Анатолий Николаевич заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, д-р психол. наук, профессор, почетный работник высшего образования, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», 390000, г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, E-mail: a.suhov@365.rsu.edu.ru, ORCID 0000-0002-7289-8441

В данной статье анализируются последствия цифровизации социальной сферы. В статье также раскрывается необходимость обеспечения информационной безопасности.

Литература:

1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. М., 2006.

2. Власов А., Кесарева Т., Лазарев Д. Проблема борьбы с преступностью в сети Интернет. Право и экономика. 2000; 12: 73–75.

3. Доктрина информационной безопасности РФ. Российская газета. 2000. 28 сент.: 4–5.

4. Коваль Т. В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости: автореф. дисс. … канд. психол. наук [Текст]. М., 2013.

5. Пенитенциарная психология / под науч. ред. А. Н. Сухова. М., 2021; 1248 с.

6. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности. М., 2002; 256 с.

7. Сухов А. Н. Традиционные и современные средства криминогенного общения. Вестник Московского университета МВД России. 2020; 4: 267–272.

8. Социально-психологические технологии работы с различными группами населения / под ред. А. Н. Сухова. М., 2019; 271 с.

9. Сухов А. Н. Психология социальной работы. М., 2019; 278 с.

10. Сухов А. Н. Социальная конфликтология. М., 2021; 225 с.

11. Сухов А. Н. Информационная безопасность: теоретико-практический аспект. Психолого-педагогический поиск. 2021; 1 (57): 183–191.

1. Baeva I.A. Obespechenie psikhologicheskoi bezopasnosti v obrazovatelnom uchrezhdenii [Ensuring psychological safety in an educational institution]. - M., 2006. (In Russ.)

2. Vlasov A., Kesareva T., Lazarev D. Problema borby s prestupnostiu v seti Internet [The problem of combating crime on the Internet] // Pravo i ekonomika [Law and Economics]. - 2000. No. 12. – P. 73-75. (In Russ.)

3. Doktrina informatsionnoi bezopasnosti RF [Doctrine of information security of the Russian Federation] // Rossiiskaia Gazeta. - 2000. September 28. P. 4-5. (In Russ.)

4. Koval T.V. Lichnostnaia sfera podrostkov, sklonnykh k razvitiiu kompiuternoi zavisimosti [The personal sphere of adolescents prone to the development of computer addiction]: thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology [Text]. - M., 2013. (In Russ.)

5. Penitentsiarnaia psikhologiia [Penitentiary psychology]. Scientific ed. A.N. Sukhov. – М., 2021. – 1248 p. (In Russ.)

6. Sukhov A.N. Sotsialnaia psikhologiia bezopasnosti [Social psychology of safety]. M., 2002. – 256 p. (In Russ.)

7. Sukhov A.N. Traditsionnye i sovremennye sredstva kriminogennogo obshcheniia [Traditional and modern means of criminogenic communication] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. - 2020. No. 4. P. 267-272. (In Russ.)

8. Sotsialno-psikhologicheskie tekhnologii raboty s razlichnymi gruppami naseleniia [Socio-psychological technologies of work with various groups of the population]. Ed. A.N. Sukhov. M., 20019. - 271 p. (In Russ.)

9. Sukhov A.N. Psikhologiia sotsialnoi raboty [Psychology of social work]. M., 2019. - 278 p. (In Russ.)

10. Sukhov A.N. Sotsialnaia konfliktologiia [Social conflictology]. M., 2021. 255 p. (In Russ.)

11. Sukhov A.N. Informatsionnaia bezopasnost: teoretiko-prakticheskii aspekt [Information security: theoretical and practical aspect] // Psikhologo-pedagogicheskii poisk [Psychological and Pedagogical Search]. 2021. No. 1(57). P. 183-191. (In Russ.)

Цифровизация — тренд XXI в. Она проникла везде и всюду, значительно увеличивая возможности массовых информационных технологий. Ее позитивные последствия по своим масштабам носят глобальный характер и вполне очевидны. Вместе с тем цифровизация таит в себе и ряд негативных моментов, которые раскрыты в монографиях, научных статьях и т. д.

Социальная сфера по своей структуре многомерна. Она складывается из целого ряда сфер: политической, экономической, общественной и др. Последствия цифровизации социальной сферы также носят как позитивный, так и негативный характер.

Что касается первого варианта, то здесь имеется в виду увеличение возможностей информационно-аналитической, а также повышение эффективности социально-психологических технологий работы с населением, в том числе в экстремальных ситуациях.

Информационно-аналитическая деятельность в социальной сфере необходима для разработки стратегии развития социальной политики, прогнозов и сценариев событий, принятия оперативных решений, оценки качества социальных услуг [10]. Однако в этой области есть немало не до конца решенных вопросов теоретического и практического плана. Они связаны с неразработанностью показателей, объективностью полученных данных, неадекватностью методик, процедурой проведения опросов и т. д.

Мониторинг позволяет уточнить статистические данные, получить оценку качества оцениваемых услуг, целенаправленно подходить к проведению психосоциальной работы с населением.

Естественно, что информационно-аналитическая деятельность не может обойтись без основных социально-психологических диагностических технологий, т. е. методов и методик сбора и обработки конкретных данных.

Массовые социально-информационные технологии воздействия посредством СМИ должны заниматься культивированием социально одобряемых ценностей.

На отдельных каналах телевидения такое практикуется, например на канале «Культура». Принят закон о защите детей от негативных, вредных ценностей. Но этого явно мало. Коммерциализация культуры, погоня за рейтингами заставляет СМИ получать прибыль на основе удовлетворения не самых высоких потребностей. Здесь свои законы диктует культура потребления.

Для Цитирования:
Сухов Анатолий Николаевич, Цифровизация социальной сферы и ее последствия. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: