Дата поступления рукописи в редакцию: 22.03.2025
Дата принятия рукописи в печать: 24.04.2025
Современная глобализированная конкурентная экономика во многом зависит от научно-технического прогресса. Надлежащий выбор технологий и инноваций позволяет компаниям не только снижать свои затраты, но и в том числе улучшать операционные показатели и инновации в продуктах, услугах и организации, тем самым позволяя им получать доступ и создавать новые рынки, а также снижать воздействие своей продукции на окружающую среду. Роль, которую технологии играют в отраслевой экономике, чрезвычайно возросла после первой промышленной революции, став важной для конкуренции в среде, характеризующейся более ориентированными на технологии «Индустрии 4.0». Ее значение достигает своего наибольшего выражения в 4-й промышленной революции, широко известной как « 4.0», которая привела к беспрецедентному прогрессу в течение короткого времени.
Повсеместное распространение и экспоненциальное развитие цифровых технологий привели к постоянному состоянию потребительских предпочтений и динамики. В результате все большее число стран начали использовать цифровые инструменты для оптимизации обслуживания клиентов и расширения своих предложений за счет анализа данных [1].
Так, например, ряд отраслей, такие как химическая, нефтехимическая промышленность, фармацевтика, автопром, в силу специфики производственного процесса при переходе на цифровую трансформацию более-менее готовы. В этих индустриях невозможно обойтись без автоматизации, роботизации, сенсорных датчиков, цифровых инструментов, поскольку так выстроено производство. Эти отрасли, что называется, заточены под работу с большими данными, внедрение всего самого нового.
«Индустрия 4.0» построена на основе набора технологий. Среди них можно выделить аддитивное производство, дополненную/виртуальную реальность, большие данные и искусственный интеллект. Они предлагают новые передовые возможности не только по модернизации бизнеса, но и по его обновлению. В этом новом сценарии цифровая трансформация, которую следует понимать как глубокое социокультурное изменение, является важнейшим фактором успеха и даже выживания на нынешнем рынке.