По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323+614 DOI:10.33920/pol-01-2106-02

Цифровизация национального здравоохранения

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент; заведующая кафедрой экономики, управления и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова» Россия, 305004, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 70, +7 960 694 5656, ORCID ID: 0000-0002-7690-8504, Е-mail: lenausti@mail.ru

Целью данной статьи является исследование эффективности использования цифровизации в национальном здравоохранении. В рамках статьи изложены основные преимущества использования цифровых технологий в здравоохранении. Также в статье показано, какие именно направления в сфере цифровизации здравоохранения используются в Российской Федерации. Кроме того, описано, что медицинские центры должны осуществлять удаленный мониторинг состояния пациентов с целью предупреждения критических состояний. Приведены преимущества цифровизации здравоохранения и его основные направления. На сегодняшний день переход российского здравоохранения на инновационную цифровую платформу является актуальной задачей. Цифровизация здравоохранения является необходимым условием для развития данной отрасли. Кроме того, такой процесс служит основным фактором экономического и общественного прогресса. Цифровые технологии представляют собой один из приоритетов развития сферы здравоохранения. Каждый год данная сфера увеличивается на четверть. Процесс цифровизации поможет обеспечить прорыв в доступности и качестве услуг без роста расходов на здравоохранение. В Российской Федерации за последние несколько лет были внедрены несколько информационных проектов.

Литература:

1. Лясников, Н. В. Хамбазаров, Ш. Б. Цифровые технологии в здравоохранении как инновационный вектор развития отрасли: телемедицина [Текст]: статья / Н. В. Лясников // Креативная экономика. — 2017. — № 11. — С. 1–10.

2. Цифровая революция в здравоохранении [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).

3. Влияние цифровизации здравоохранения на пациентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria. ru/ (дата обращения: 28.04.2021).

4. В России создан консорциум «Цифровое здравоохранение» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minsvyaz.ru/ (дата обращения: 28.04.2021).

5. Цифровизация здравоохранения — серьезный вызов времени [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://liter.kz/ (дата обращения: 28.04.2021).

6. Атьков, О. Ю., Кудряшов, Ю. Ю., Довгалевский Я. П. Перспективы использования телемедицинских технологий в системе кардиологической реабилитации и вторичной профилактики [Текст]: статья // Профилактическая медицина. — 2013. — № 6. — С. 4–8.

7. Иванинский, О. И. Программно-целевые мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Новосибирской области [Текст]: статья / О. И. Иванинский // Вестник Росздравнадзора. — 2016. — № 1. — С. 70–73.

8. Березной А. В., Сайгитов Р. Т. «Цифровая революция» и инновационные бизнес-модели в здравоохранении: глобальные тренды и российские реалии [Текст]: статья // Вестник Российской академии медицинских наук. — 2016. — № 3. — С. 1–14.

9. Ханов А. М. Цифровое здравоохранение — ожидание и перспективы [Текст]: статья / Медицина и бизнес. — 2018. — С. 1–3.

10. Цифровое здравоохранение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://telemedicina.ru (дата обращения: 28.04.2021).

11. Устинович Е. С. Цифровая экономика и новая социальная доктрина // Социальная политика и социальное партнерство. — 2017. — № 7. — С. 33–42.

12. Устинович Е. С. Источники, методы и средства информационной деятельности органов государственной власти Российской Федерации / // Информационное право. — 2007. — № 3 (10). — С. 12–16.

13. Устинович, Е. С. Информационная деятельность федеральных органов исполнительной власти как специальный объект правового регулирования [Текст] / Е. С. Устинович // Юридический мир. — 2009. — № 4 (148). — С. 33–36.

14. Устинович, Е. С. Право на информацию: глобальный и национальный аспекты [Текст] / Е. С. Устинович, Е. М. Бледнова // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 16. — С. 18–21.

15. Устинович, Е. С. Массовое информирование в системе информационной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации [Текст] / Е. С. Устинович // Административное право и процесс. — 2010. — № 1. — С. 3–13.

16. Устинович, Е. С. Вопросы методологии информационной деятельности в государственном управлении [Текст] / Е. С. Устинович // Информационное право. — 2010. — № 3. — С. 3–5.

17. Устинович, Е. С. Формирование единого информационного пространства взаимодействия власти, бизнеса и общества [Текст] / Е. С. Устинович // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — № 45 (180). Специальный выпуск. — С. 17–22.

18. Устинович, Е. С. О концепции информационной деятельности в государственном управлении [Текст] / Е. С. Устинович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 33 (90). — С. 42–47.

19. Устинович, Е. С. Подходы к совершенствованию законодательства об информационной деятельности в государственном управлении [Текст] / Е. С. Устинович // Административное право и процесс. — 2011. — № 4. — С. 16–23.

20. Устинович Е. С., Железняков С. С. Определение политических критериев мониторинга социально- экономического развития субъектов РФ: постановка проблемы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика, социология. Менеджмент. — 2015. — № 2. — С. 11–17.

21. Устинович, Е. С. Государственные информационные услуги [Текст] / Е. С. Устинович // Государство и право. — 2008. — № 10. — С. 86–88.

1. Ljasnikov, N. V. Hambazarov, Sh. B. Cifrovye tehnologii v zdravoohranenii kak innovacionnyj vektor razvitija otrasli: telemedicina [Tekst]: stat'ja / N. V. Ljasnikov // Kreativnaja jekonomika. — 2017. — № 11. — S. 1–10.

2. Cifrovaja revoljucija v zdravoohranenii [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Tass» Rezhim dostupa: https://tass.ru/ (data obrashhenija 28.04.2021).

3. Vlijanie cifrovizacii zdravoohranenija na pacientov [Jelektronnyj resurs] // Sajt «RIA Novosti». Rezhim dostupa: https://ria.ru/ (data obrashhenija 28.04.2021).

4. V Rossii sozdan konsorcium «Cifrovoe zdravoohranenie» [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Ministerstvo cifrovogo razvitija, svjazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii». Rezhim dostupa: https://minsvyaz.ru/ (data obrashhenija 28.04.2021).

5. Cifrovizacija zdravoohranenija — ser'eznyj vyzov vremeni [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Liter». Rezhim dostupa: https://liter.kz/ (data obrashhenija 28.04.2021).

6. At'kov, O. Ju., Kudrjashov, Ju.Ju., Dovgalevskij Ja. P. Perspektivy ispol'zovanija telemedicinskih tehnologij v sisteme kardiologicheskoj reabilitacii i vtorichnoj profi laktiki [Tekst]: stat'ja/ O. Ju. At'kov // Profi lakticheskaja medicina. — 2013. — № 6. — S. 4–8.

7. Ivaninskij, O. I. Programmno-celevye meroprijatija po sovershenstvovaniju medicinskoj pomoshhi bol'nym s serdechno-sosudistymi zabolevanijami v Novosibirskoj oblasti [Tekst]: stat'ja/ O. I. Ivaninskij // Vestnik Roszdravnadzora. — 2016. — № 1. — S. 70–73.

8. Bereznoj, A. V., Sajgitov, R. T. «Cifrovaja revoljucija» i innovacionnye biznes — modeli v zdravoohranenii: global'nye trendy i rossijskie realii [Tekst]: stat'ja / A. V. Bereznoj // Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. — 2016. — № 3. — S. 1–14.

9. Hanov A. M. Cifrovoe zdravoohranenie — ozhidanie i perspektivy [Tekst]: stat'ja / Medicina i biznes. — 2018. — S. 1–3.

10. Cifrovoe zdravoohranenie [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Telemedicina.ru» Rezhim dostupa: https://telemedicina.ru (data obrashhenija 28.04.2021).

11. Ustinovich, E. S. Cifrovaja jekonomika i novaja social'naja doktrina//Social'naja politika i social'noe partnerstvo. — 2017. — № 7. — S. 33–42.

12. Ustinovich, E. S. Istochniki, metody i sredstva informacionnoj dejatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii [Tekst] /E. S. Ustinovich //Informacionnoe pravo. — 2007. — № 3 (10). — S. 12–16.

13. Ustinovich, E. S. Informacionnaja dejatel'nost' federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti kak special'nyj ob#ekt pravovogo regulirovanija [Tekst] / E. S. Ustinovich // Juridicheskij mir. –2009. — № 4 (148). — S. 33–36.

14. Ustinovich, E. S. Pravo na informaciju: global'nyj i nacional'nyj aspekty [Tekst] /E. S. Ustinovich, E. M. Blednova // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. — 2009. — № 16. — S. 18–21.

15. Ustinovich, E. S. Massovoe informirovanie v sisteme informacionnoj dejatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti Rossijskoj Federacii [Tekst] / E. S. Ustinovich // Administrativnoe pravo i process. — 2010. — № 1. — S. 3–13.

16. Ustinovich, E. S. Voprosy metodologii informacionnoj dejatel'nosti v gosudarstvennom upravlenii [Tekst] / E. S. Ustinovich // Informacionnoe pravo. — 2010. — № 3. — S. 3–5.

17. Ustinovich, E. S. Formirovanie edinogo informacionnogo prostranstva vzaimodejstvija vlasti, biznesa i obshhestva [Tekst] /E. S. Ustinovich // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. — № 45 (180) — dekabr' 2010. Special'nyj vypusk. — S. 17–22.

18. Ustinovich, E. S. O koncepcii informacionnoj dejatel'nosti v gosudarstvennom upravlenii [Tekst] /E. S. Ustinovich// Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. — № 33 (90) dekabr' 2010 g. — S. 42–47.

19. Ustinovich, E. S. Podhody k sovershenstvovaniju zakonodatel'stva ob informacionnoj dejatel'nosti v gosudarstvennom upravlenii [Tekst] / E. S. Ustinovich // Administrativnoe pravo i process. — 2011. — № 4. — S. 16–23.

20. Ustinovich, E. S., Zheleznjakov, S. S. Opredelenie politicheskih kriteriev monitoringa social'no- jekonomicheskogo razvitija sub#ektov RF: postanovka problemy // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija. Jekonomika, sociologija. Menedzhment. — 2015. — № 2. — S. 11–17.

21. Ustinovich, E. S. Gosudarstvennye informacionnye uslugi [Tekst] / E. S. Ustinovich // Gosudarstvo i pravo. — 2008. — № 10. — S. 86–88.

Статья поступила 12.04.2021.

Сегодня можно выделить следующие основные направления развития цифровой медицины:

• внедрение электронных медицинских карт;

• развитие концепции «подключенный пациент» — мониторинг состояния и предоставление медицинских услуг с помощью встроенных интеллектуальных устройств;

• телемедицина [1, 2].

Процесс цифровизации имеет свои плюсы:

1. Финансовые — экономия расходов за счет сокращения контактов пациентов с врачами и модернизации организационной системы оказания услуг.

2. Социальные — рост доступности качественной медицинской помощи.

3. Профессиональные — повышение качества услуг за счет сокращения количества врачебных ошибок, развития предиктивной медицины, повышения эффективности клинических исследований.

Многие эксперты также выделяют плюсы и минусы цифровизации. Так, к преимуществам они относят рост производительности труда, когда за меньшее количество времени врачи могут сделать намного больше, лучше и качественнее. При этом выделяют и минусы, например цифровой разрыв, который проявляется в разном доступе к информационным технологиям в селах и городах [3].

В процессе цифровизации основными проектами являются:

• единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Данная система позволит связать информационные системы всех медицинских организаций и профильных ведомств;

• единая медицинская информационно-аналитическая система. С помощью такой системы можно записаться на прием, получить направление на обследование, оформить больничный лист и медицинскую карту.

Кроме того, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации1 , Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова2 , университет ИТМО3 , экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова4 , а также компании «Русатом Хэлскеа»5 , «Швабе»6 , «Р-Фарм»7 выступили учредителями для создания консорциума «Цифровое здравоохранение»8 [4].

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, Цифровизация национального здравоохранения. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: