Цифровая трансформация затрагивает все сферы логистических систем (ЛС) предприятий — транспорт, складское хозяйство, закупки и сбыт. Внедрение информационных технологий в управлении ЛС позволяет организациям, с одной стороны, повышать гибкость и прозрачность цепочек поставок (ЦП), делать их более адаптивными к изменениям внешней среды. С другой стороны, благодаря новым технологиям предприятия сокращают свои логистические издержи — затраты на транспортировку, складские операции, производство [1].
Непрерывное развитие цифровых решений для логистики обусловливает постоянную модернизацию IT-систем предприятий, создает необходимость инвестиций в технологии для поддержания конкурентности компании на рынке. Такие инвестиции включают в себя затраты как на разработку и внедрение новых IT-инструментов, так и на обучение сотрудников работе с ними, изменение структуры штата компании.
Целью данной работы является выявление различных аспектов влияния цифровизации логистики на управление человеческим капиталом предприятия.
В основу исследования легли различные прикладные и фундаментальные работы, посвященные проблемам цифровизации логистики и управления человеческим капиталом предприятия. Основные методы: абстрактно-логический, дедукция и индукция, анализ, синтез и др.
Основные направления инвестиций в цифровизацию логистики приведены на рисунке [2].
Рассмотрим каждую из тенденций подробнее.
Автоматизация и роботизация. Одним из первопроходцев в сфере автоматизации бизнес-процессов стала компания FileNet, которая уже в 1980-х годах выпустила свое программное обеспечение для управления бизнес-процессами. Эта разработка стала прообразом BPM-систем (англ. Business Process Management), которые начали активно внедряться в начале XXI века. В ходе эволюции данные системы стали включать в себя технологию RPA (англ. Robotic process automation — «роботизированная автоматизация процессов»). RPA представляет собой комплекс цифровых роботов (ботов), целью которых является выполнение систематических, рутинных задач в бизнес-процессах на уровне пользовательского интерфейса. В логистике такими задачами являются обработка входящих в систему заказов, закупки (автоматическое размещение заказов на поставку при расходовании комплектующих), управление складом (управление нагрузкой на сотрудников и складские площади), обработка счетов и платежей, маршрутизация и отслеживание перемещений ТС, обслуживание и поддержка клиентов. Таким образом, RPA является одной из наиболее простых и популярных технологий, используемых компаниями в целях автоматизации логистических процессов, которые позволяют компании экономить людские ресурсы и, соответственно, денежные средства [4; 5].