По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Цифровизация грузоперевозок в России

Исследователи отмечают, что в последнее время в России выросли объемы перевозок грузов автомобильным транспортом. Хотя преимущественно предприятия транспортируют таким путем товары исключительно для собственных нужд, однако это не является ограничителем, способствующим торможению развития различных цифровых платформ. Последние развиваются в РФ как самостоятельно внутри фирм (CRM), так и с помощью государства (система «Платон»). К сожалению, имеющиеся цифровые платформы, предложенные властями, имеют и некоторые недостатки, преимущественно связанные с проблемами сбора и оценки поступившей информации. Если эти сложности будут разрешены в ближайшем будущем, то цифровизация вполне может уйти на следующий этап — конструирование роботов, передача управления искусственному интеллекту (например, в целях определения преимущественного маршрута движения транспортных средств, учитывая загруженность тех или иных дорог).

Литература:

1. Анохов И.В., Римская О.Н. Этапы развития транспортных коридоров: механизация, роботизация, интеллектуализация и перспективы цифровизации. URL:// https://cyberleninka.ru/ article/n/etapy-razvitiya-transportnyh-koridorov-mehanizatsiya-robotizatsiya-intellektualizatsiya-iperspektivy-tsifrovizatsii

2. Гретченко А. А. Типы цифровых платформ и их содержание. URL:// https://cyberleninka.ru/ article/n/tipy-tsifrovyh-platform-i-ih-soderzhanie

3. Лопаткин Г.А. Формирование цифровой логистической структуры управления автотранспортными перевозками. URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovoy-logisticheskoy-struktury-upravleniya-avtotransportnymi-perevozkami

4. Моросанова А.А., Мелешкина А.И., Маркова О.А. Цифровая трансформация на транспорте: возможности развития и риски ограничения конкуренции. URL:// https://cyberleninka.ru/ article/n/tsifrovaya-transformatsiya-na-transporte-vozmozhnosti-razvitiya-i-riski-ogranicheniyakonkurentsii

5. Новосельцева А.П., Нарожная Г.А., Медведева В.Н.. Современные тенденции цифровизации логистических бизнес-процессов в России. URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-tsifrovizatsii-logisticheskih-biznes-protsessov-v-rossii

6. Олимпиева С.В. Создание единого информационного приложения для большегрузного транспорта России – «Грузовые перевозки»». URL:// https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanieedinogo-informatsionnogo-prilozheniya-dlya-bolshegruznogo-transporta-rossii-gruzovyeperevozki

По данным различных исследований, в 2019 году объемы перевозок грузов автомобильным транспортом выросли до 5735 млн тонн, грузооборот – до 275 млрд т-км. При этом, как подчеркивают ученые, российский рынок в целом имеет невысокую долю коммерческих перевозок: предприятия преимущественно транспортируют грузы исключительно для собственных нужд, а непосредственные перевозки на коммерческой основе – это лишь 25% от перевезенного и не более 50% грузооборота.

Хотя, как мы видим из представленных статистических данных, грузооборот с использованием автотранспорта в РФ развивается минимально, однако это не уменьшает необходимость цифровизации данного сектора.

Ученые выделяют несколько вариантов онлайн-платформ, с помощью которых осуществляется коммуникация в интернет-среде:

1. Инструментальные. Их цель – обеспечить вклад в цифровую экономику через уменьшение себестоимости разработки основных решений за счет сквозных цифровых технологий (все это ведет к снижению сроков разработки ПО – из-за многократного переиспользования технических средств).

2. Инфраструктурные и прикладные платформы. Создаются на единой информационной среде. Цель – взаимодействие участников платформы и источников данных для последующего снижения транзакционных издержек [1].

Думается, что в РФ наиболее перспективными являются именно инфраструктурные и прикладные платформы. Инструментальные имеют серьезный недостаток: переиспользование их ведет к увеличению рисков для персональных данных неограниченного числа субъектов.

1. Эксперимент «Суперсервис 22». Предполагается, что через единый портал можно оформить в электронном виде любые транспортные накладные, путевые листы, разрешения для перевозки крупногабаритных грузов, а также спецразрешения для транспорта с опасным грузом. Идея единого непротиворечивого электронного взаимодействия была высоко оценена специалистами. Однако реализовать ее на практике получилось не без проблем: транспортники на первом этапе не могли получать документы по новым правилам, так как в систему не включили дороги, балансодержателями которых являются региональные управления1 .

Для Цитирования:
Игорь Андреевич Корнизов, Цифровизация грузоперевозок в России. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: