По данным различных исследований, в 2019 году объемы перевозок грузов автомобильным транспортом выросли до 5735 млн тонн, грузооборот – до 275 млрд т-км. При этом, как подчеркивают ученые, российский рынок в целом имеет невысокую долю коммерческих перевозок: предприятия преимущественно транспортируют грузы исключительно для собственных нужд, а непосредственные перевозки на коммерческой основе – это лишь 25% от перевезенного и не более 50% грузооборота.
Хотя, как мы видим из представленных статистических данных, грузооборот с использованием автотранспорта в РФ развивается минимально, однако это не уменьшает необходимость цифровизации данного сектора.
Ученые выделяют несколько вариантов онлайн-платформ, с помощью которых осуществляется коммуникация в интернет-среде:
1. Инструментальные. Их цель – обеспечить вклад в цифровую экономику через уменьшение себестоимости разработки основных решений за счет сквозных цифровых технологий (все это ведет к снижению сроков разработки ПО – из-за многократного переиспользования технических средств).
2. Инфраструктурные и прикладные платформы. Создаются на единой информационной среде. Цель – взаимодействие участников платформы и источников данных для последующего снижения транзакционных издержек [1].
Думается, что в РФ наиболее перспективными являются именно инфраструктурные и прикладные платформы. Инструментальные имеют серьезный недостаток: переиспользование их ведет к увеличению рисков для персональных данных неограниченного числа субъектов.
1. Эксперимент «Суперсервис 22». Предполагается, что через единый портал можно оформить в электронном виде любые транспортные накладные, путевые листы, разрешения для перевозки крупногабаритных грузов, а также спецразрешения для транспорта с опасным грузом. Идея единого непротиворечивого электронного взаимодействия была высоко оценена специалистами. Однако реализовать ее на практике получилось не без проблем: транспортники на первом этапе не могли получать документы по новым правилам, так как в систему не включили дороги, балансодержателями которых являются региональные управления1 .