По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2111-08

Цифровизация деятельности органов занятости населения — одно из направлений цифровой трансформации социальной сферы

Сапфирова Аполлинария Александровна Кубанский государственный аграрный университет, 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, E-mail: pol499@yandex.ru
Юсим Юлия Михайловна ООО «Альфа», 350059, г. Краснодар, ул. Уральская, 75/1, E-mail: 230405@mail.ru

Социальная функция государства реализуется соответствующими органами государства, в компетенцию которых включается не только проведение государственной политики в социальной сфере, но и ее эффективность. В статье исследуются направления реализации социальной функции органами занятости населения. В частности, рассматриваются вопросы их компетенции в содействии работодателям в поиске кандидатов на должность и потенциальным работникам в поиске работы, в повышении мобильности трудовых ресурсов; защите национального рынка труда (приводятся статистические данные). Автором делаются выводы о влиянии цифровых технологий (в частности, акцентируется внимание на функционировании Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России») на процесс взаимодействия между органами государства и работодателями и претендентами на работу (должность).

Литература:

1. Степушкина Е.И. О моделях социальной государственности и содержании социальной функции государства //Теория государства и права. 2019. № 1 (13). С. 84–88.

2. Дьяконов В.В. Контроль и надзор в системе функций государства. Дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2006.

3. Каск Л.И. Функции и структура государства. — Л., 1969.

4. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. — М.: Изд. МГУ, 1986.

5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. — М., 2000.

6. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. — М., 1970.

7. Юсупов В.А. Право и советское государственное управление (административно-правовой аспект проблемы). Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976.

8. Бабаев В.К., Бабаев С.В. Функции современного российского государства. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.

9. Остапенко А.С. Социальные функции и противоречия принципа социального государства в условиях постиндустриального общества и рисков нестабильности // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек и общество». 2021. Выпуск 1. С. 130–136.

10. Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2021 №3144-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации //СПС «КонсультантПлюс».

11. Федеральный закон от 22.11.2021 №377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» //СПС «КонсультантПлюс».

13. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 31 (часть I), ст. 5007.

14. Перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 696-р // СЗ РФ. 2015. № 17 (часть IV). Ст. 2596

15. Постановление Правительства РФ от 23.11.2020 №1902 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2021 год» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Постановление от 12 ноября 2020 г. № 1823 «Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

17. Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые // СПС «КонсультантПлюс».

1. Stepushkina E.I. (2019) On the models of social statehood and the content of the social function of the state // Theory of state and law. 2019. No. 1 (13). P. 84–88.

2. Dyakonov V.V. (2006) Control and supervision in the system of state functions. Diss. ... Cand. jurid. sciences. — M., 2006.

3. Kask L.I. (1969) Functions and structure of the state. — L., 1969.

4. Kozlov Yu.M., Frolov E.S. (1986) Scientific organization of management and law. — M .: Ed. Moscow State University, 1986.

5. Lazarev V.V., Lipen S.V. (2000) Theory of state and law: a textbook for universities. — M., 2000.

6. Chernogolovkin N.V. (1970) The theory of the functions of the socialist state. — M., 1970.

7. Yusupov V.A. (1976) Law and Soviet public administration (administrative and legal aspect of the problem). Kazan: Kazan Publishing House. un-that, 1976.

8. Babaev V.K., Babaev S.V. (2001) Functions of the modern Russian state. — N. Novgorod: Nizhny Novgorod Law Academy, 2001.

9. Ostapenko A.S. (2021) Social functions and contradictions of the principle of a social state in a post-industrial society and risks of instability // Bulletin of the Russian New University. Series «Man and Society». 2021. Issue 1. P. 130–136.

10. Order of the Government of the Russian Federation of November 6, 2021 No. 3144-r «On the strategic direction in the field of digital transformation of the social sphere related to the sphere of activity of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation // SPS» ConsultantPlus».

11. Federal Law of 22.11.2021 No. 377-FZ «On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation» // ATP «ConsultantPlus».

12. Law of the Russian Federation of 19.04.1991 No. 1032-1 (revised from 02.07.2021) «On employment in the Russian Federation» // ATP «ConsultantPlus».

13. The list of subjects of the Russian Federation, the attraction of labor resources to which is a priority, approved by the order of the Government of the Russian Federation of April 20, 2015 No. 696-r // SZ RF. 2015. No. 17 (part IV). Article 2596.

14. Decree of the Government of the Russian Federation of 11/23/2020 No. 1902 «On determining the need to attract foreign workers arriving in the Russian Federation on the basis of a visa, including for priority vocational qualification groups, and the approval of quotas for 2021» // ATP «Consultant Plus».

15. Resolution of November 12, 2020 No. 1823 «On the establishment for 2021 of the permissible share of foreign workers employed by economic entities carrying out certain types of economic activities in the territory of the Russian Federation» // ATP ConsultantPlus.

16. Decree of the Government of the Russian Federation of September 30, 2019 No. 1271 «On the establishment for 2020 of the permissible share of foreign workers employed by economic entities carrying out certain types of economic activities in the Russian Federation» // SZ RF. 2019. No.41. Art. 5711.

17. Federal state standard of state services for the organization of temporary employment of minors aged 14 to 18 years in their free time, unemployed citizens aged 18 to 20 years from among graduates of educational institutions of primary and secondary vocational education, looking for work for the first time // SPS «ConsultantPlus».

В Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, что проявляется, прежде всего, в его функциях, содержание которых при социал-демократической модели социального государства охватывает положения о построении развернутой системы социальной защиты граждан [1].

Реализация этих функций до недавнего времени происходила замедленными темпами и не всегда эффективно. Стремительно развивающаяся цифровизация позволила использовать «цифру» для успешного осуществления органами исполнительной власти применения действующего социального законодательства, что способствовала наполнению содержания социальной функции государства конкретными действиями. Уже сейчас отдельные виды выплат гражданам предоставляются без их заявления (например, выплата пособий по временной нетрудоспособности), несмотря на то, что одним из основных принципов деятельности органов государства в социальной сфере является предоставление социальных мер в заявительном порядке, а также их алиментарный характер. Изменение вектора реализации социальной функции в сторону усиления ее алиментарности показывает то, что государство уделяет особое внимание выполнению своих социальных обязательств.

В виду того, что процесс трудовой деятельности огромного количества граждан нашей страны начинается именно с их трудоустройства (необходимо подчеркнуть, что правоотношения, возникающие между органами занятости населения и работодателями, а также претендентами на должность, регламентируются преимущественно нормами административного права, в то время как правоотношения, возникающие между работодателями и потенциальными работниками, в том числе поступающими по направлению из органов занятости, регулируются нормами трудового права), и это несмотря на усиление пропаганды предпринимательства, можно утверждать, что в настоящее время обеспечение занятости населения — это наиболее востребованная область реализации государством социальной функции. И от того, насколько эффективна будет ее реализация, зависит, в том числе и доверие граждан государству. Таким образом, функция государства показывает направление его деятельности.

Для Цитирования:
Сапфирова Аполлинария Александровна, Юсим Юлия Михайловна, Цифровизация деятельности органов занятости населения — одно из направлений цифровой трансформации социальной сферы. Вопросы трудового права. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: