По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.97 DOI:10.33920/pro-01-2312-03

Цифровая трансформация российских производственных предприятий в XXI веке и влияние развития ИТ-технологий на промышленность

Д.Б. Овчинников ООО «Газинформсервис» (Санкт-Петербург, 198096, улица Кронштадская, д. 10), Институт экономических исследований РАН (Санкт-Петербург, 101502, улица Жукова, д. 3), E-mail: ovchinnikov-d@gaz-is.ru

Цифровизация бизнес-процессов стала популярной в течении последних пяти лет. Рост возможности вычислительной техники и применение компьютерных технологий изменили окружающую человека городскую среду. Развитие ИТ-отрасли не могло не сказаться и на бизнес-процессах внутри множества компаний. В данной статье рассматривается, что отделяет автоматизацию от цифровизации и есть ли от этого практическая прибыль для промышленных компаний.

Цифровизация — это процесс перехода бизнес-процессов в компании от бумажных носителей к цифровым с целью снижения стоимости владения, ускорения принятия решений и повышение конкурентоспособности на рынке.

Данное определение емко и коротко описывает тренд цифровой трансформации, который приобрел популярность в последние два десятилетия.

В действительности цифровизация началась очень давно, с момента применения первых компьютеров в офисах и на производственных предприятиях и называлось это тогда автоматизацией.

В качестве первого примера, я рассмотрю процесс автоматизации автотранспортного филиала ГУП «ТЭК СПб». Основной задачей автотранспортного филиала было управление и содержание специального автотранспорта для проведения аварийно-восстановительных работ на теплотрассах, принадлежащих ГУП «ТЭК СПб». Бизнес-процессы филиала строились в рамках осуществляемой деятельности водителей и автотранспорта. Главным документом, на котором базировалась автотранспортная деятельность, был путевой лист, который выписывался водителю диспетчером. Сначала эти листы печатались и заполнялись вручную диспетчером и водителем, но с появлением самописной (в 2002 году SAP систем на рынке не было) системы управления предприятием, весь процесс автоматизации стал выглядеть следующим образом:

1. Диспетчер на компьютере распечатывал заполненный путевой лист. Все данные об автомашине, водителе и текущем пробеге вносились автоматически из заранее оформленных справочников.

2. Водитель по завершению рабочего дня вручную оформлял документ и сдавал путевой лист диспетчеру. Диспетчер вносил данные о времени работы и пробеге в программу.

3. Данные от диспетчеров, на дискетах передавались в администрацию филиала, где уже попадали в контрольно-ревизионную группу, бухгалтерию и технический отдел. Подключение к сети интернет в то время стоило дорого, а мобильного интернета тогда еще не было.

4. Контрольно-ревизионная группа, вручную сверяла данные из бумажных путевых листов и данные внесенные в компьютер. Не смотря на всю работу нанятых программистов и отдела ИТ, диспетчера и водители вносили неверные данные. Программа постепенно обучалась и блокировала логические нестыковки при вводе данных, но на момент 2009 года данная группа по-прежнему существовала и работала в полном составе.

Для Цитирования:
Д.Б. Овчинников, Цифровая трансформация российских производственных предприятий в XXI веке и влияние развития ИТ-технологий на промышленность. Управление качеством. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: