Цифровизация — это процесс перехода бизнес-процессов в компании от бумажных носителей к цифровым с целью снижения стоимости владения, ускорения принятия решений и повышение конкурентоспособности на рынке.
Данное определение емко и коротко описывает тренд цифровой трансформации, который приобрел популярность в последние два десятилетия.
В действительности цифровизация началась очень давно, с момента применения первых компьютеров в офисах и на производственных предприятиях и называлось это тогда автоматизацией.
В качестве первого примера, я рассмотрю процесс автоматизации автотранспортного филиала ГУП «ТЭК СПб». Основной задачей автотранспортного филиала было управление и содержание специального автотранспорта для проведения аварийно-восстановительных работ на теплотрассах, принадлежащих ГУП «ТЭК СПб»., Бизнес-процессы филиала строились в рамках осуществляемой деятельности водителей и автотранспорта. Главным документом, на котором базировалась автотранспортная деятельность, был путевой лист, который выписывался водителю диспетчером. Сначала эти листы печатались и заполнялись вручную диспетчером и водителем, но с появлением самописной (в 2002 году SAP систем на рынке не было) системы управления предприятием, весь процесс автоматизации стал выглядеть следующим образом:
1. Диспетчер на компьютере распечатывал заполненный путевой лист. Все данные об автомашине, водителе и текущем пробеге вносились автоматически из заранее оформленных справочников.
2. Водитель по завершению рабочего дня вручную оформлял документ и сдавал путевой лист диспетчеру. Диспетчер вносил данные о времени работы и пробеге в программу.
3. Данные от диспетчеров, на дискетах передавались в администрацию филиала, где уже попадали в контрольно-ревизионную группу, бухгалтерию и технический отдел. Подключение к сети интернет в то время стоило дорого, а мобильного интернета тогда еще не было.
4. Контрольно-ревизионная группа, вручную сверяла данные из бумажныхпутевых листов и данные внесенные в компьютер. Не смотря на всю работу нанятых программистов и отдела ИТ, диспетчера и водители вносили неверные данные. Программа постепенно обучалась и блокировала логические нестыковки при вводе данных, но на момент 2009 года данная группа по-прежнему существовала и работала в полном составе.