Как известно, цифровая медицина может заменять функции медицинского персонала, упрощать и облегчать их выполнение, в том числе проводить интернет-консультации для граждан по вопросам своего здоровья, создавать компьютерные базы медицинских данных пациентов, осуществлять электронный документооборот в системе медучреждений. При этом цифровизация не может замещать те услуги, которые требуют по объективным причинам персонального участия медицинского персонала.
Вместе с тем с развитием системы здравоохранения изменяются требования к медицинским работникам, особенно тем, кто замещает дефицитные должности в государственных медицинских учреждениях. Следом у государства возникает необходимость социальной поддержки таких работников, поскольку они непосредственно обеспечивают выполнение государством своей социальной функции.
Очередной мерой социальной поддержки медицинских работников дефицитных специальностей стало постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования»1 (далее — Постановление), которое действует с 9 января 2023 года.
Практика его применения потребовала разъяснения правовых позиций, предложенных Правительством РФ. При этом в соответствии со ст. 18 Постановления право давать разъяснения по применению данного Постановления предоставлено Министерству здравоохранения РФ по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ. Согласно этому порядку, Минздрав России в рамках указанной компетенции дал разъяснения2, которые вступили в силу 3 апреля 2023 года, то есть по истечении 10 дней после дня его официального опубликования3.