По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004 DOI:10.33920/nik-02-2009-02

Цифровая эпоха как вызов истории

Шапинская Екатерина Николаевна профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и социально-гуманитарных проблем Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, д-р филос. наук, проф., Россия, 105122, Москва, Сиреневый бульвар, д. 4, e-mail reenash@mail.ru

В статье рассматривается «исторический поворот» в современной культуре и его связь с цифровыми технологиями. Прослеживается связь (пост)исторических репрезентаций с мифологическими и фантазийными образами. Особое внимание уделяется анализу развлекательного элемента в освоении и представлении исторических образов в эпоху цифры. Содержание статьи представляет интерес с точки зрения его научно-методической специфики в рамках направлений «Культурология», «Реклама и связи с общественностью».

Литература:

1. Бауэр С.У. История Древнего мира. — М: АСТ, 2019. — 480 с.

2. Бодрийяр Ж. Симуляции и симулякры. — М.: ПОСТУМ, 2016. — 240 с.

3. Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. — Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. — 480 с.

4. Розин В.М. Техника и технология: от каменных орудий до Интернета и роботов. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. — 280 с.

5. Толкин Дж.Р.Р. Сказки волшебной страны. — М.: АСТ, 2010. — 413 с.

6. Эпштейн М.Н. Будущее гуманитарных наук. — М.: Панглосс, 2019. — 239 с.

7. Kleinman N. Don’t Face Me In: Copyright, Property and Technology // Communication and Cyberspace. — New Jersey: Hampton Press, 1996.

8. Poster M. The Second Media Age. — Cambridge: Polity Press, 1998. — 186 p.

9. Harvey D. The Condition of Postmodernity. — Cambridge, USA: Blackwell. 1982. — 379 p.

Цифровая среда создала небывалые ранее возможности как для визуализации образов прошлого, приобретающих мифически фантазийный характер, так и для их «оживления» в мире компьютерной игры [7]. Виртуальная среда стала местом воплощения самых необузданных фантазий на «историческую» тему, в которых смешиваются обрывки исторических сведений, мифов, сказок и легенд. Парадокс технологизации повседневной жизни заключается в том, что научные достижения создают почву для воображения и фантазии, что самые точные технологии порождают «пламя костров архаичного сознания», монстров, примеряющих на себя исторические одежды. «Виртуальная топография нашего близкого миллениуму мира кишит ангелами и пришельцами, цифровыми аватарами и мистическим планетарным сознанием, утопическими стремлениями, гностической научной фантастикой» [3, c. 17].

Тот факт, что современные информационные технологии ускорили передачу информации и увеличили её поток, вполне очевиден. Вопрос в том, насколько они сами вышли за границы своей медиирующей роли и стали играть роль генератора новых смыслов и форм. Не возвращаемся ли мы к «магическому пониманию древней техники», о котором не раз писали исследователи культуры? В.М. Розин, выделяя три этапа развития техники, рассматривает технику Древнего мира и (частично) Средневековья как вид магии. Созданные при помощи самых передовых достижений современной науки технологии наших дней вновь обретают магическую власть над человеком, который сталкивается с их возможностями во всех областях человеческой жизни каждый день, не задумываясь о научной основе этих изобретений. Если раньше технологические новшества помогали человеку выполнять тяжелую работу, преодолевать пространство, управлять природными явлениями, то сегодня они вышли за границы этой материальной функции, получив возможность воплощать фантазии и разрушать темпоральные основы бытия.

В этом можно усмотреть качественно новый характер технологий (пост) современной эпохи, которые не только (и не столько) меняют материальный мир, сколько изменяют основы человеческой коммуникации и понятие идентичности. «Совершенствование техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи… — всё это создало новое качество восприятия и переживания, осознанные как виртуальные реальности» [4, c. 125]. Привлекательность виртуального пространства лежит в его «ощутимости», в создании иллюзии активного присутствия, возможности творить события и собственную судьбу.

Для Цитирования:
Шапинская Екатерина Николаевна, Цифровая эпоха как вызов истории. Ученый совет. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: