Приоритетным ресурсом общественного развития нашей страны в XXI веке (в том числе ее экономической и социальной сфер) становится управление. Тем более что этот ресурс был во многом утрачен в ходе «реформирования» 90-х гг. прошлого века, когда проводились преобразования не на неолиберальную, как принято считать, а на классическую экономическую модель XIX века и, следовательно, соответствующую ей систему управления. Они фактически возвратили российское государство и общество на допромышленную стадию, одновременно «катализировав» старые и породив новые угрозы и вызовы, что привело к определенной деградации общества.
Прежде чем приступать к радикальным преобразованиям такой огромной по территории и самой северной страны в мире с неблагоприятными природными и климатическими условиями, следовало бы изучить существующий зарубежный и отечественный опыт, исследовать модели экономического и управленческого устройства ведущих стран мира, особенности функционирования их политических систем. Наш анализ, к примеру, свидетельствует, что капиталистическое общество поливариантно1 , а монетаризм — это ограниченная экономическая стратегия, а вовсе не всеобъемлющая экономическая теория. Отсюда один из основных постулатов монетаризма «больше рынка — меньше государства» несостоятелен не только с теоретической, но и порочен с практической точки зрения, что многократно подтверждено ходом и итогами реформирования как в нашей стране, так и в других странах.
Представляется, что следует освобождаться от консерватизма управленческого мышления и поведения, продолжающих, к сожалению, господствовать в государственной управленческой практике. Следует, как подчеркивает В. В. Путин, возрождать собственную технологическую базу, стимулировать распространение управленческих инноваций и использование наукоемких технологий, совершенствовать механизмы управления.
Итак, начнем с возрождения своей отечественной технологической базы. После развала Советского Союза Российская Федерация прочно связала себя с мировой капиталистической системой. К тому же она вошла в эту систему как страна периферии, с одной стороны, став источником дешевых энергоресурсов, металлов и отчасти сельхозпродукции, а с другой — рынком сбыта для товаров, прежде всего для стран метрополии.