На современном этапе технологического развития информационно-коммуникационные технологии, выступая ключевым фактором для современного социально-политического и экономического развития, а также в сфере национальной безопасности, становятся главным полем геополитического противоборства [7].
В этой связи возросло значение цифровой дипломатии как элемента обеспечения реального суверенитета страны. В соответствии с определением академика РАН А. А. Кокошина и его соавторов, реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т. п. Основными факторами реального суверенитета выступают: военная и экономическая мощь с ярко выраженным научно-техническим компонентом [5, C. 66]. Обеспечение национальной конкурентоспособности, по их мнению, «тесно связано с той экономической (в том числе научно-промышленной) политикой, которую проводит государство» [5, C. 58]. Формирование мощного оборонного потенциала страны, происходящее в России сегодня, должно идти рука об руку с развитием социально-экономического потенциала, инноваций и высоких технологий.
Действительно, ни одна современная развитая страна не может жить в замкнутом информационном и экономическом циклах. Информационное пространство во многом стало общемировым, невзирая на границы государств. В экономико-технологическом плане также наблюдается размывание государственных границ технологическими цепочками формирования добавленной стоимости: различные этапы разработки, производства и обработки большинства товаров проходят в различных странах. Кроме того, представляется невозможным производить все необходимые товары в рамках одного государства.
В этой связи возрастает роль экономической дипломатии как постоянной скрупулезной работы государственных институтов и участников внешнеэкономической деятельности, направленной на развитие потенциала отечественной промышленности, проработки выхода российских товаров и услуг на рынки зарубежных стран, лоббирование и отстаивание интересов отечественных участников ВЭД на международной арене. В современных условиях работа по продвижению экономических интересов должна учитывать необходимость формирования имиджа страны и производимой ею продукции. Имидж и репутация страны становятся чрезвычайно важными экономическими ресурсами [3].