По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Цифровая дипломатия как фактор обеспечения реального суверенитета России

Андрей Александрович Нарышкин кандидат политических наук, факультет мировой политики, МГУ имени М. В. Ломоносова, E-mail: andr-naryshkin@yandex.ru

Современные процессы трансформации затронули многие сферы жизни общества. Особенно значимые трансформации произошли в сфере цифровых технологий. Данные тенденции изменили до неузнаваемости многие сферы жизни, в первую очередь это коснулось информационно-коммуникационных технологий и распространения информации, государственных услуг, а также рабочих процессов, включающих специфику ведения дипломатических переговоров и продвижения интересов государства посредством «мягкой силы». С ростом вовлеченности информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь людей и процессы государственного управления возросло значение технологий как элемента, обеспечивающего суверенитет государств. Границы суверенных государств, находящиеся на суше и на море, в информационном и технологическом пространстве фактически размыты. Наиболее развитые технологические полюсы имеют возможность навязывать не только свою экономическую политику, ставя другие страны в зависимость от высокотехнологичной продукции, отдельных ее компонентов, но и информационную повестку. Сегодня социальные сети и различные технологические платформы практически одержали верх в конкуренции с традиционными средствами массовой информации как по скорости распространения новостей, так и по ширине охвата аудитории. Данная статья посвящена трансформационным процессам, происходящим в информационно-коммуникационной и технологической сфере, их потенциальному воздействию на суверенитет государств, а также цифровой дипломатии как элементу «мягкой силы» в продвижении государственных интересов за рубежом.

Литература:

1. Алейник Н. Что такое цифровая трансформация и чем она отличается от цифровизации и Индустрии 4.0//Rusbase. 2019 [Офиц. сайт] URL: https://rb.ru/story/what-is-digital-transformation/

2. Безруков А. О., Мамонов М. В., Сучков М. А., Сушенцов А. А. Международная конкуренция и лидерство в цифровой среде//Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». 2021. 101 с.

3. Важенина И. С. Имидж и репутация территории//Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 23 (158). С. 2–12.

4. Громыко А. А. Коронавирус как фактор мировой политики//Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2020, № 2. С. 4–12.

5. Кокошин А. А., Барсенков А. С., Нарышкина О. М., Саворская Е. В. Реальный суверенитет в современной системе мировой политики. М.: Издательство Московского университета, 2019. С. 66.

6. Лебедева О. В. Современные инструменты «цифровой дипломатии» как важнейший элемент «мягкой силы»//Международная жизнь. 2019. № 5. С. 102–111.

7. Яковенко А. В. Цифровой суверенитет оказался важен в условиях новой идеологической конфронтации//Новая газета. 01.08.2021. [Офиц. сайт] URL: https://www.ng.ru/vision/2021–08–01/8_8213_confrontation.html

8. Александр Яковенко о подготовке дипломатов в Дипломатической академии МИД России//Seldon News [Electronic resource] URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/223584783 (last accessed: 21.06.2021).

9. Трампа заблокировали в соцсетях. Законно ли это//РБК [Офиц. сайт] URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/01/2021/5ffc13cb9a794777cf0cbb13

10. Adler-Nissen R., Drieschova A. Track-Change Diplomacy: Technology, Aff ordances and the Practice of International Negotiations//International Studies Quarterly 2019. № 63 (3). P. 531–545.

11. Conole G., Dyke M. What are the affordances of information and communication technologies?//ALT-J. 2004. № 12 (2). P. 113–124.

12. Hedling E., Bremberg N. Practice Approaches to the Digital Transformations of Diplomacy: Toward a New Research Agenda//International Studies Review. June 2021. URL: https://academic.oup.com/isr/advance-article/doi/10.1093/isr/viab027/6309155 (last accessed: 16.08.2021)

1. Aljenik N. CHto takoe cifrovaya transformaciya i chem ona otlichaetsya ot cifrovizacii i Industrii 4.0//Rusbase. 2019 [Ofi c. sajt] URL: https://rb.ru/story/what-is-digital-transformation/

2. Bezrukov A. O., Mamonov M. V., Suchkov M. A., Sushencov A. A. Mezhdunarodnaya konkurenciya i liderstvo v cifrovoj srede//Doklad Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj». 2021. 101 s.

3. Vazhenina I. S. Imidzh i reputaciya territorii//Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2010. № 23 (158). S. 2–12.

4. Gromyko A. A. Koronavirus kak faktor mirovoj politiki//Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN, 2020, № 2. S. 4–12.

5. Kokoshin A. A., Barsenkov A. S., Naryshkina O. M., Savorskaya E. V. Real'nyj suverenitet v sovremennoj sisteme mirovoj politiki. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2019. S. 66.

6. Lebedeva O. V. Sovremennye instrumenty «cifrovoj diplomatii» kak vazhnejshij element «myagkoj sily»//Mezhdunarodnaya zhizn'. 2019. № 5. S. 102–111;

7. Yakovenko A. V. Cifrovoj suverenitet okazalsya vazhen v usloviyah novoj ideologicheskoj konfrontacii//Novaya gazeta. 01.08.2021. [Ofic. sajt] URL: https://www.ng.ru/vision/2021–08–01/8_8213_ confrontation.html

8. Aleksandr Yakovenko o podgotovke diplomatov v Diplomaticheskoj akademii MID Rossii//Seldon News [Electronic resource] URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/223584783 (last accessed: 21.06.2021)

9. Trampa zablokirovali v socsetyah. Zakonno li eto//RBK [Ofic. sajt] URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/11/01/2021/5ff c13cb9a794777cf0cbb13

10. Adler-Nissen R., Drieschova A. Track-Change Diplomacy: Technology, Affordances and the Practice of International Negotiations//International Studies Quarterly 2019. № 63 (3). P. 531–545.

11. Conole G., Dyke, M. What are the affordances of information and communication technologies?//ALT-J. 2004. № 12 (2). P. 113–124.

12. Hedling E., Bremberg N. Practice Approaches to the Digital Transformations of Diplomacy: Toward a New Research Agenda//International Studies Review. June 2021. URL: https://academic.oup.com/isr/advance-article/doi/10.1093/isr/viab027/6309155 (last accessed: 16.08.2021)

На современном этапе технологического развития информационно-коммуникационные технологии, выступая ключевым фактором для современного социально-политического и экономического развития, а также в сфере национальной безопасности, становятся главным полем геополитического противоборства [7].

В этой связи возросло значение цифровой дипломатии как элемента обеспечения реального суверенитета страны. В соответствии с определением академика РАН А. А. Кокошина и его соавторов, реальный суверенитет означает способность государства на деле (а не декларативно) самостоятельно проводить свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать и расторгать договоры, вступать или не вступать в отношения стратегического партнерства и т. п. Основными факторами реального суверенитета выступают: военная и экономическая мощь с ярко выраженным научно-техническим компонентом [5, C. 66]. Обеспечение национальной конкурентоспособности, по их мнению, «тесно связано с той экономической (в том числе научно-промышленной) политикой, которую проводит государство» [5, C. 58]. Формирование мощного оборонного потенциала страны, происходящее в России сегодня, должно идти рука об руку с развитием социально-экономического потенциала, инноваций и высоких технологий.

Действительно, ни одна современная развитая страна не может жить в замкнутом информационном и экономическом циклах. Информационное пространство во многом стало общемировым, невзирая на границы государств. В экономико-технологическом плане также наблюдается размывание государственных границ технологическими цепочками формирования добавленной стоимости: различные этапы разработки, производства и обработки большинства товаров проходят в различных странах. Кроме того, представляется невозможным производить все необходимые товары в рамках одного государства.

В этой связи возрастает роль экономической дипломатии как постоянной скрупулезной работы государственных институтов и участников внешнеэкономической деятельности, направленной на развитие потенциала отечественной промышленности, проработки выхода российских товаров и услуг на рынки зарубежных стран, лоббирование и отстаивание интересов отечественных участников ВЭД на международной арене. В современных условиях работа по продвижению экономических интересов должна учитывать необходимость формирования имиджа страны и производимой ею продукции. Имидж и репутация страны становятся чрезвычайно важными экономическими ресурсами [3].

Для Цитирования:
Андрей Александрович Нарышкин, Цифровая дипломатия как фактор обеспечения реального суверенитета России. Дипломатическая служба. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: