По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Центры популяризации науки в современной России: новые пространства творческого поиска

Ильина И.Е. директор, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), доктор экономических наук, доцент, г. Москва
Васильева И.Н. заведующая центром, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), кандидат экономических наук, доцент, г. Москва
Реброва Т.П. заведующая сектором, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), кандидат исторических наук, г. Москва
Люлин С.В заместитель президента Российской академии наук, Российская академия наук, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, г. Москва

Возрастание влияния науки и изменение ее роли благодаря быстрому внедрению новейших технологий влечет за собой необходимость прямого диалога между учеными и обществом и, как следствие, увеличение запроса на возможность посещения научных лабораторий. Поэтому современные центры популяризации науки (далее — ЦПН) вместе с музеями играют в таком процессе ключевую роль. На основе анализа опыта ведущих ЦПН в мире были предложены основные критерии оценки эффективности деятельности музеев и ЦПН, а также разработана концепция деятельности ЦПН в России. Показаны возможные направления совместного использования потенциала научных и просветительских организаций для решения стоящих перед ними задач при разработке проекта ЦПН, который невозможен без взаимодействия между научными и образовательными организациями, с одной стороны, и представителями современной культуры и креативных индустрий, с другой. Это особенно важно при решении задач по популяризации результатов науки и технологий в конкретных социально-экономических условиях различных научных комплексов регионов России.

Литература:

1. «Ночь музеев» в Петербурге: джаз, картины и ГОРШОК // Санкт-Петербургские ведомости. URL: https://spbvedomosti.ru/news/ culture/noch_na_nogakh/ (Дата обращения: 01.12.2021)

2. О «Квартале знаний Ливерпуля» // Официальный сайт «Квартала знаний Ливерпуля». URL: https://www.kqliverpool.co.uk/about-us/ (Дата обращения: 01.12.2021)

3. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры: принят в Лондоне 16.11.1945 г. // Основные документы: изд. 2020 г. (пересмотр. изд.), включающее тексты док. и изм., принятые Генер. конф. на ее 40-й сессии (Париж, 12–27 нояб. 2019 г.) / Орг. Объед. Наций по вопр. образования, науки и культуры. — Париж, 2020. — 231 с.

4. Этический кодекс ИКОМ для музеев/ ICOM, 2013/ ИКОМ России, перевод на русский язык, Михаил Гнедовский, — 2014 г.

5. Официальный сайт Международного года фундаментальных наук в интересах устойчивого развития 2022. URL: https://www.iybssd2022. org/en/home/ (Дата обращения: 01.12.2021)

6. Музеи и центры популяризации науки в зарубежных странах и применение лучших практик в России / И.Е. Ильина [и др.] ; под общ. ред. С.В. Люлина. М.: IMG Print, 2020. 40 с. URL: https://riep.ru/activity/publications/drugieizdaniya/1973909/

7. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

8. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // СПС КонсультантПлюс.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // СПС КонсультантПлюс.

10. Рекомендации по проектированию музеев / ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. — М.: Стройиздат, 1988 — 48 с.

11. «Научный квартал» на стрелке Васильевского острова. — URL: http://projectbaltia. com/down_news-ru/22584/ (Дата обращения: 01.12.2021)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ И ЦЕНТРОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ

Возрастание влияния науки и изменение ее роли благодаря быстрому внедрению новейших технологий предполагает необходимость прямого диалога между учеными и обществом. Все более востребованным становится возможность прямого посещения научных лабораторий, что помогает не только соприкоснуться с современными научными задачами, но и понять, как устроена наука сегодня [1]. Особое место в этом процессе наряду с музеями призваны сыграть современные центры популяризации науки (ЦПН), научные кварталы или кварталы знаний, которые включают в себя действующие научные организации [2]. Именно здесь, может быть реализована концепция сочетания различных форм знакомства и приобщения населения, и прежде всего молодежи, к науке. В тоже время важна и обратная реакция: общение с посетителями ЦПН стимулируют научное творчество, работа ЦПН создает информационные поводы и с учетом возрастающего влияния средств массовой информации выполняют важные просветительские задачи, направленные на повышение престижа исследовательской работы.

В мировой практике музеи и ЦПН в своей деятельности придерживаются международных стандартов и учитывают региональные особенности. В деятельности российских музеев, как и других институтов популяризации науки учитываются рекомендации ЮНЕСКО, в уставе которой прописаны функции содействия международному взаимопониманию и установлению международного сотрудничества в целях развития и распространения знаний [3]. Особое значение для музеев и ЦПН в работе по популяризации результатов науки и техники имеют следующие принципы, зафиксированные в Этическом кодексе Международного совета музеев ИКОМ [4]:

• Исследование: исследовательская работа должна быть согласована с миссией и задачами и должна осуществляться в соответствии с принятыми юридическими, этическими и научными нормами.

• Обмен знаниями и опытом: профессионалы обязаны делиться знаниями и опытом с коллегами, учеными и студентами, работающими в соответствующих областях.

• Сотрудничество с другими организациями.

• Публикации: публикации должны демонстрировать высокие стандарты качества и укреплять доверие к музеям.

Стоит отметить, что поскольку 2 декабря 2021 года ООН объявила 2022 год Международным годом фундаментальных наук в интересах устойчивого развития [5], в следующем году вопросы популяризации результатов научных исследований станут особенно важны не только в России, но и во всем мире.

Под центрами популяризации науки понимается обособленная территория, включающая научные лаборатории, образовательные центры, лекционные и выставочные залы, центры научной коммуникации и др. ЦПН ориентирован на расширение знаний о науке и технике среди широких слоев населения. Все чаще ЦПН работают в виде так называемых «кварталов знаний» — сложившихся научных территорий, на которой находятся организации, которые ведут самостоятельную исследовательскую деятельность и территориально находятся близко друг к другу, и совместно реализуют программу популяризации результатов исследований, активно взаимодействуют с креативными индустриями, проводят общие междисциплинарные исследования [6]. При этом объединяются усилия научных, образовательных и музейных учреждений для раскрытия их просветительских ресурсов с целью повышения престижа науки и статуса научных сотрудников в обществе.

Недостаточный методический опыт использования ключевых показателей эффективности на уровне управления отдельными музеями разных типов актуализируют проблему критериев эффективности деятельности научнотехнических и естественно-научных музеев Российской Федерации в настоящее время. И если в России более 800 естественнонаучных и научно-технических музеев, то первые центры популяризации только появляются или анонсируются.

На основе анализа опыта ведущих центров популяризации науки в мире нами предлагаются следующие основные критерии оценки эффективности деятельности прежде всего научно-технических и естественно-научных музеев, являющихся основой для организации центров популяризации (рисунок «Основные критерии оценки эффективности деятельности музеев и ЦПН») [6].

Основные критерии оценки эффективности деятельности музеев и ЦПН

На основе данных критериев предлагается ввести систему аккредитации естественнонаучных и научно-технических музеев и ЦПН, которая может предполагать следующие параметры:

• Аккредитация должна проходить на добровольной основе.

• Предлагается ввести рейтинговую оценку ЦПН и музеев. Наличие высокого рейтинга могло бы давать преимущество в получении научной, технической и финансовой помощи от государства, как это сделано в Италии и Франции.

• Критерии оценки эффективности деятельности центров популяризации научных знаний должны предусматривать наличие специальных образовательных инициатив, целевых общественных мероприятий в области научной коммуникации и программы специальных событий в области популяризации; в научно-исследовательской работе необходимо учитывать степень привлечения внешних специалистов и программы мобильности между центрами популяризации науки и научными центрами, являющимися их партнерами.

• Предлагается создание неюридических партнерств организаций, работающих в научной сфере, сфере образования и бизнеса, которые территориально находятся в непосредственной близости друг от друга («научный квартал»), с целью популяризации науки, создания инноваций и совместной коммерциализации проектов, по аналогии с «Кварталом знаний Ливерпуля» в Великобритании [2].

В соответствии с рассматриваемыми критериями была разработана концепция деятельности ЦПН.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦПН

Нормативно-правовую основу создания и функционирования центров составляют международные и российские стандарты [7, 8, 9].

К задачам, решаемым ЦПН, относятся:

• распространение научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга посетителей, прежде всего молодежи, которым предоставляется возможность непосредственного участия в проведении научных исследований, в т. ч. виртуальных;

• проведение мероприятий по популяризации достижений науки и техники, т. е. представление научных достижений в доступной форме для широкого круга посетителей;

• формирование у общества и, прежде всего, молодежи, понимания необходимости и важности научных исследований;

• разработка и реализация образовательных инициатив по новейшим научным направлениям;

• способствование вовлеченности посетителей центров в научный процесс с помощью стирания границ между экспонированием, изучением и научным экспериментом, создание резиденций креативных индустрий.

Инфраструктура ЦПН должна позволять разместить подразделения, необходимые для решения задач центра, и соответствовать большей части базовых рекомендаций по проектированию музеев [10].

Концепция развития ЦПН предполагает создание не только инфраструктуры по популяризации науки, но и современных публичных городских пространств.

В таблице 1 на примере шести подразделений показано как данные направления работ могут быть реализованы в рамках одного ЦПН.

* сопровождающие основную деятельность и дополнительные услуги пронумерованы в соответствии с номером подразделения, к которому они относятся

Желательно предусмотреть озелененные зоны для отдыха и сбора посетителей, парковку для машин, в том числе электрокаров и экскурсионных автобусов. При наличии достаточного места можно включить зону для экспозиций на открытом воздухе.

Направления научной и образовательной деятельности ЦПН

Среди направлений деятельности ЦПН можно предусмотреть следующие: демонстрация реальных экспериментов; работа научных лабораторий; организация исследовательских походов, экспедиций; использование цифровой платформы для обмена знаниями, для сотрудничества; оказание методической помощи в подготовке и проведении образовательных мероприятий; научно-исследовательская работа по изучению музейных экспонатов и коллекций, находящихся в музеях, архивах и т.д.; работа, связанная с организацией курсов повышения квалификации работников центральных и региональных организаций-партнеров; взаимодействие с вузами, НИИ и музеями, создание и координация системы научных музеев региона.

Одним из важнейших направлений в деятельности ЦПН является работа с учащимися средней школы и студентами, организация для них научнопопулярных лекций и семинаров ведущих мировых ученых по основным направлениям современной науки и техники.

Важной видится организация тематических временных выставок, с привлечением экспонатов из других музеев. Экспонаты музея ЦПН могут быть либо позаимствованы на договорной основе у организаций-партнеров, либо являться высококачественными копиями экспонатов организаций-партнеров.

Просветительская деятельность широкого профиля должна также включать издание каталогов выставок, показ и распространение научнопопулярных фильмов на различных носителях и др. формы работы.

Очевидно, что ЦПН должен установить и поддерживать рабочие отношения с максимально возможным числом российских научно-технических и исторических (краеведческих) музеев, а также научных и образовательных организаций. Участвующие организации могут выбрать несколько областей научной и технической специализации с целью создания новых проектов, инфраструктуры и поиска партнеров — и создать научный квартал.

НАУЧНЫЕ КВАРТАЛЫ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

На основе проведенного анализа были выделены направления совместных работ в рамках научного квартала, которые могут осуществляться на основе взаимодействия и использования потенциала местных научных и образовательных организаций, находящихся территориально в непосредственной близости друг к другу.

В рамках партнерства этих организаций может быть создана обучающая сеть для проведения специализированных совместных мероприятий, в том числе в части профориентации. В частности, можно предусмотреть следующие направления работ:

• Научными организациями и вузами широкого профиля, образовательными организациями профессионального и довузовского образования — проведение открытых уроков, лекций, олимпиад, научная коллаборация в различных сферах, участие в организации и проведении мероприятий так называемой «гражданской науки»;

• Научными и образовательными организациями в сфере естественных наук, физико-технических наук — проведение экспозиций и опытов на тему физики, химии, биологии; мероприятия по изучению окружающей среды как на территории центра, так и на открытом воздухе.

• Научными и образовательными организациями в сфере экономических наук — проведение лекций и мастерклассов по финансовой грамотности среди заинтересованных лиц; круглых столов и семинаров, специальных курсов по областям социальноэкономического профиля.

• Научными и образовательными организациями в сфере медицинских наук — проведение экспозиций на тему здоровья (иммунитета, лекарств), работы человеческого организма, также — проведение анатомических и других опытов.

• Научными и образовательными организациями в сфере гуманитарных наук — проведение лекций по различным направлениям культурно-исторических областей, проведение социологических опросов с приглашением к участию посетителей центра.

• Научными и образовательными организациями в сфере юридических наук — повышение правовой грамотности населения, проведение совместных мероприятий профессионального сообщества по продвижению законодательных инициатив и их популяризации, в т. ч. среди широких слоев населения.

Примером такого объединения за рубежом можно назвать уже упоминавшийся «Квартал знаний Ливерпуля». С одной стороны, он представлен входящим в такое объединение организациям новые возможности по привлечению студентов, а с другой — интеграция с бизнесом в новых пространствах позволяет создать привлекательные условия для сохранения талантливой молодежи в городе, регионе. Ключевыми организациями, задействованными в этом квартале, являются местные университеты, медицинские исследовательские организации и городской совет.

Образование научных кварталов в России актуализируется потребностью общества в подготовке научных кадров благодаря популяризации научной деятельности. Одним из первых научных кварталов в нашей стране может стать пилотный проект обновления существующей инфраструктуры научных организаций РАН, расположенных на Стрелке Васильевского острова Санкт-Петербурга в тесном сотрудничестве с вузами и креативными индустриями. Инициатором такого проекта выступила Российская академия наук при поддержке Минобрнауки России и ПАО «Газпромнефть» [11].

Для создания кварталов знаний одним из возможных ресурсов являются наукограды, работающие с широким спектром связанных научных исследований и разработок. В советские годы в наукоградах, главным образом, наука состыковалась с промышленностью, в настоящее время акцент в большей степени сделан на синхронизации науки и бизнеса. Они могут позволить активизировать прямой диалог между учеными и обществом.

В основе формы таких образований, как научный квартал, лежит партнерство уже существующих научных, образовательных, просветительских организаций, расположенных территориально недалеко друг от друга. Их поселенческая форма подходит для решения задач, которые стоят перед отечественной наукой и обществом в настоящее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Центры популяризации науки в современной России — новые пространства творческого поиска, которые являются одним из векторов, направленных на создание привлекательной среды для молодежи в науке, для привлечения в науку талантливой молодежи и, в целом, для повышения престижа профессии ученого.

В исследовании сформулированы определения, показаны цели и задачи ЦПН. Показаны направления по совершенствованию критериев оценки российских центров популяризации науки, описаны побудительные мотивы к формированию новых пространств творческого поиска; представлена концепция деятельности центров популяризации науки; проанализировано текущее положение и описаны перспективы научных кварталов в России. На основе изученных процессов создания научных кварталов в современной России с учетом сложившейся ранее поселенческой и научной инфраструктуры показаны пути формирования партнерских отношений науки и бизнеса, науки и общества в вопросах популяризации результатов науки и техники в нашей стране в будущем.

Язык статьи:
Действия с выбранными: