По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1: 338.24.01 ВАК 08.00.12

Центры оценки квалификации «в действии»: переходный период завершен

Лебедев Виктор Аркадьевич канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций Института цифровой экономики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: lebedev.var@rea.ru
Лебедева Елена Ивановна канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, e-mail: avpra@mail.ru

Рассмотрены практические вопросы осуществления деятельности центрами оценки квалификации, в том числе вне места их нахождения. Проведен сравнительный анализ особенностей создания и функционирования филиалов различных организационно-правовых форм юридических лиц. Проведен анализ требований к центрам оценки квалификации, соблюдение которых позволяет избежать рисков, связанных с получением сомнительных квалификационных документов, не соответствующих требованиям закона.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61801/.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_122855/.

4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/.

5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — Электрон. дан. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_210614/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/.

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» [Электронный ресурс] // Гарант. — Электрон. дан. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201903260042.

7. Лебедев, В.А., Лебедева, Е.И. К практике применения закона о независимой оценке квалификации // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 1. — С. 66–70 [Электронный ресурс] // eLIBRARY. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27671683.

8. Лебедев, В.А., Лебедева, Е.И. Независимая оценка квалификации: апробация продолжается // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. — 2018. — Т. 7. — № 1. — С. 10–14 [Электронный ресурс] // eLIBRARY. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34881763.

9. Лебедев, В.А., Лебедева, Е.И. Независимая оценка квалификации руководителей организаций сферы здравоохранения // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 2. — С. 49–53 [Электронный ресурс] // eLIBRARY. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32709633.

10. Лебедев, В.А., Лебедева, Е.И. Организационно-правовые аспекты проведения независимой оценки квалификации // Учет. Анализ. Аудит. — 2018. — № 2. — С. 104– 109 [Электронный ресурс] // eLIBRARY. — Электрон. дан. — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32783191.

1 июля 2019 года истек срок1 , установленный Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» [4], в переходных положениях которого (см. ст. 11) было установлено: «В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года»2 .

Иными словами, после 1 июля 2019 года деятельность организаций, которые уже не один год проводили квалификационные экзамены, выдавали документы «собственного образца» (сертификаты, дипломы, свидетельства и т.п.), подтверждающие уровень квалификации, теперь незаконна или по крайней мере не должна быть востребована рынком.

Таким образом, у организаций, проводящих «самодеятельные» квалификационные испытания, было всего (или целых) два с половиной года на приведение своей уставной деятельности в соответствие с требованиями, установленными Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» [4], а также приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» [5].

Актуализированный профессиональный стандарт «Бухгалтер» [6], ориентированный на работников финансового рынка, существенно расширил число претендентов, которым необходимо подтвердить квалификацию для сохранения места работы. Введение таких должностей, как «директор по операционному управлению», «директор по развитию бизнеса» и «коммерческий директор» (уровень квалификации Е-8), означает существенное расширение требований к подтверждению квалификации директоров. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [3] в отсутствие должности бухгалтера именно директор вправе выполнять и его обязанности.

Для Цитирования:
Лебедев Виктор Аркадьевич, Лебедева Елена Ивановна, Центры оценки квалификации «в действии»: переходный период завершен. Бухучет в здравоохранении. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: