1 июля 2019 года истек срок1 , установленный Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» [4], в переходных положениях которого (см. ст. 11) было установлено: «В случае, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено настоящим Федеральным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года»2 .
Иными словами, после 1 июля 2019 года деятельность организаций, которые уже не один год проводили квалификационные экзамены, выдавали документы «собственного образца» (сертификаты, дипломы, свидетельства и т.п.), подтверждающие уровень квалификации, теперь незаконна или по крайней мере не должна быть востребована рынком.
Таким образом, у организаций, проводящих «самодеятельные» квалификационные испытания, было всего (или целых) два с половиной года на приведение своей уставной деятельности в соответствие с требованиями, установленными Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» [4], а также приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» [5].
Актуализированный профессиональный стандарт «Бухгалтер» [6], ориентированный на работников финансового рынка, существенно расширил число претендентов, которым необходимо подтвердить квалификацию для сохранения места работы. Введение таких должностей, как «директор по операционному управлению», «директор по развитию бизнеса» и «коммерческий директор» (уровень квалификации Е-8), означает существенное расширение требований к подтверждению квалификации директоров. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [3] в отсутствие должности бухгалтера именно директор вправе выполнять и его обязанности.