Высокий уровень технической оснащенности и экологическая безопасность промышленных предприятий непосредственно влияют и связаны с переработкой отходов производства и различными способами утилизации сточных вод. Один из них — центробежная реосепарация и очистка.
Большое разнообразие существующих продуктов, перерабатываемых центробежными реосепараторами (ЦРС) и реоцентрифугами, многообразие свойств растворов, предназначенных для очистки, объясняет узкую специализацию этих машин почти во всех отраслях национальной экономики.
Для каждого нового раствора необходимо разрабатывать новую конструкцию ЦРС.
Все продукты, особенно композитные (многофазные), обладают, кроме вязкостных, широким спектром пластических, упругих, прочностных свойств, присущих любому реальному материальному телу. Эти свойства не учитываются базовыми положениями теории сепарирования Г.И. Бремера и Е.М. Гольдина.
Простейшую модель ньютоновского течения растворов в реосепараторе, которая лежит в основе этой теории, использовать нам не удается, т. к. в ряде случаев в барабаны ЦРС не только поступает, но и выходит «неньютоновская» жидкость. К ньютоновским жидкостям не относятся такие, например, жидкости, как тяжелая нефть (высоковязкий продукт), и даже обезжиренное молоко (маловязкий продукт по В.В. Вайткусу).
Известен случай практического решения этой проблемы шведской фирмой Alfa Laval. Она выпустила на рынок реосепаратор MBUX, предназначенный для «извлечения дрожжей и микроорганизмов, легко перемещающихся в барабане против действия центробежных сил», используя псевдопластические свойства суспензии.
Примеры сепарации сквашенного молока, явно «неньютоновского» структурированного материала (см. рисунок) в производстве творога, а также тяжелой нефти (для снижения вязкости перед закачкой ее в магистральный трубопровод) показывают актуальность этой проблемы.
В последнем случае используется реосепаратор Х20 фирмы Alfa Laval.
Раньше этого добивались подогревом и насыщением нефти химикатами-дестабилизаторами.