По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Центральный институт труда: А.К. Гастев — основоположник научной организации труда

Л.М. Суетина канд. экон. наук, доцент, консультант, Центральный дом знаний, 105005, Москва, ул. Бакунинская, д. 15, e-mail: suetinalm@mail.ru

В статье рассматриваются основные этапы формирования научной организации и нормирования труда в России, деятельность Центрального института труда и его основоположника — А.К. Гастева.

Литература:

1. Гастев А. К. Нормирование и организация труда. — Ленинград: Книгоиздательство ВЦСПС, 1929. — 120 с.

2. Гастев А. К. Как надо работать: практическое введение в науку организации труда / Под общ. ред. Н. М. Бахраха [и др.]. — М.: URSS: Либроком, 2011. — 477 с.

3. Гастев А. К. Трудовые установки // Советский производственный менеджмент. 3-изд. — М.: URSS, 2011. — 344 с.

Важной задачей развития современной экономики является повышение производительности труда, о чем свидетельствуют правительственные документы и выступления.

Внедрение достижений научно-технического прогресса требует искусства управления во всех отраслях экономики на основе совершенствования и развития адекватных форм научной организации труда.

В связи с этим интерес представляют работы Центрального института труда (ЦИТа), признанного Центральным институтом республики в 1921 г. декретом Совета труда и обороны, подписанным В. И. Лениным. Его задачи сводились к исследованию, разработке и практическому внедрению в промышленность прогрессивных форм организации труда и производства, подготовке кадров и внедрению прогрессивной технологии и высокопроизводительного оборудования.

Центральный институт труда (ЦИТ) сыграл огромную роль в формировании и развитии основных принципов научной организации и нормирования труда. Создателем и директором Института (незнакомого до того мировой науке и практике учреждения по проблемам труда) был Алексей Капитонович Гастев, являющийся основоположником научной организации труда в нашей стране и за рубежом.

Особенностью деятельности ЦИТа было комплексное решение организационных вопросов с технологическим процессом и проектированием оборудования. Наряду с решением проблем организации и обслуживания рабочих мест, совершенствованием трудового процесса, приемов и методов труда на базе использования фото- и киносъемок, задач нормирования труда ЦИТ занимался механизацией ручного труда, внедрением прогрессивной технологии и высокопроизводительного оборудования, повышением режимов его работы, рационализацией организационной и технической оснастки.

Исследовательская деятельность ЦИТа была непосредственно связана с производством, ибо каждая лаборатория его была настоящей мастерской, где опытным путем отрабатывались вопросы организации трудового процесса в целях последующего внедрения научных разработок на предприятиях.

Для обсуждения вопросов организации труда, а также обмена опытом проводились совещания и конференции в масштабе городов, областей, страны в целом. Конференциями, в частности, рассматривались такие практические вопросы, как работа НОТ на производстве, на транспорте, в хозяйственных и государственных учреждениях, в системе образования и др.

Центральный институт труда и его филиалы оказывали предприятиям методическую и консультативную помощь.

Институтом решались проблемы подготовки кадров на основе разработанных методик обучения и систем трудовой педагогики, которые получили в свое время большое распространение и в отечественной практике, и за рубежом, не потеряв актуальности и в настоящее время. Деятельность ЦИТа имела популярность не только в нашей стране, но и за рубежом.

Институтом были изданы брошюры, монографии, специальные журналы и пр., обобщающие теоретические и практические разработки в области организации и нормирования труда. Эти материалы представляют значительный интерес и в настоящее время.

Первым программным документом Института (1922 г.) были сформулированные А.К. Гастевым правила «Как надо работать», которые в виде плакатов, листовок и т. п. можно было увидеть и над верстаком слесаря, и в наркоматовской канцелярии в кремлевском кабинете и т.д. Автор называл эти правила «практической методологией организации труда», дав краткую характеристику ее задач как «прививка трудовой культуры» при работе на любом рабочем месте.

Основным научным трудом А. К. Гастева является работа «Трудовые установки» (1924 г.), где изложена методика ЦИТа по обучению трудовым приемам. На основе доктрины «трудовых установок» Гастев А. К. разработал оригинальную технологию профессионального обучения — «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определенным, наиболее рациональным трудовым приемам изготовления продукции путем расчленения их на трудовые движения, изучения и отбора рациональных. Метод в перспективе предлагалось использовать применительно и к умственному труду. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол. В 1924 г. при Центральном институте труда по инициативе А. К. Гастева было организовано Акционерное общество «Установка», занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. Подготовка по методу ЦИТа требовала 3–6 месяцев. Методики обучения и системы трудовой педагогики в свое время получили большое распространение и в отечественной практике, и за рубежом. Для изучения трудовых движений использовалась фотография, позволяющая делать моментальные снимки, уловить конкретные движения и оценить уровень их рациональности. Широко использовали фотоциклограммы в особо смонтированных лабораториях, киносъемка для исследовательских целей.

Большое внимание уделяется описанию движений, методике их построения, понятиям ритма и темпа их выполнения, нагрузки с точки зрения приложения усилий и т. п. При этом под ритмом подразумевается соотношение между различными составляющими движения — кистью, пальцами и др., под темпом — временная характеристика движения. Построение аналитического графика, согласно методики построения трудовых движений, дает возможность определять интенсивность труда. Аналитический график использовался при составлении инструкций по обучению.

В 1930-е годы советский ученый В.М. Иоффе на основе «цитовской» методологии расчленения трудовых приемов на движения и их характеристик разрабатывает первую практическую систему микроэлементных нормативов («Стандарты времени»), признанную в качестве основной в отечественной и зарубежной теории и методологии микроэлементного нормирования времени на трудовые движения. Отечественная базовая система (БСМ-1), созданная в 1980-е гг., также основывается на основных «цитовских» принципах изучения и проектирования рациональных трудовых движений с использованием киносъемки.

Впервые определение научной организации труда (НОТ) в нашей стране по инициативе А.К. Гастева было дано Всесоюзной конференцией по организации труда в 1924 г. Под «научной организацией труда» (НОТ) понималась организация, основанная на тщательном изучении производственного процесса с учетом всех влияющих условий и факторов. В качестве основного метода НОТ принято измерение затрат времени и изучение условий выполнения производственного и трудового процесса, анализ всех полученных данных и синтез, позволяющий разработать эффективный план производства. В основу НОТ были положены работы и выводы психофизиологии, рефлексологии, требования гигиены труда и т. п. Тогда же понятийный аппарат по проблеме был принят и использован за рубежом.

Для 1930-х годов характерно издание в больших масштабах литературы по вопросам научной организации труда. Систематически выходили журналы: «Время», «Организация труда», «Вопросы организации труда и управления» и др., монографии по вопросам организации, психофизиологии, гигиены труда и т.п. Некоторые их них были переизданы в 1970-х годах.

Для гастевской концепции «НОТ» по существу характерны простые идеи. Это — идея универсальности и принципиального единства проблем организации любого рода трудовой деятельности — управленческой, рабочей, учебной. При этом А. К. Гастев предлагал создать метод анализа, используемого в равной мере к рационализации как «физического», так и «умственного» труда. Вторая идея характеризует методологическую и психологическую основы НОТ, именно объединение полученных на основе анализа результатов в «целостной методике», т. е. в функциональной системе организации труда, что является актуальным в современных условиях при организации труда различных групп и категорий работников.

Новые формы организации производства вызывали необходимость решения вопросов нормирования труда. Однако предприятия не были подготовлены к решению проблем как в области организации, нормирования, производительности труда, так и в области организации заработной платы. Сокращение рабочего дня (введение 7-часового дня на многих предприятиях) с одновременным уплотнением работ заставляет рассматривать нормирование труда не как определение нагрузки отдельного работника, а как на средство рационализации производства. Возникает проблема с необходимостью интенсификации труда. А. К. Гастев пишет об интенсивности труда: «Если в это понятие прежде входила по преимуществу грубая физическая нагрузка работника, то теперь все более и более в это понятие входит распорядительно-трудовая характеристика, что позволяет делать труд более интенсивным именно путем особых организационных трудовых приемов» [1]. Проблема интенсивности труда непосредственно связана с уровнем напряженности устанавливаемых норм. А.К. Гастев ратовал за прогрессивные нормы, которые должны быть достигнуты, а не уже достигнуты.

В 1925 г. состоялась I Всесоюзная конференция работников техниконормировочных бюро предприятий, определившая содержание, цели и задачи нормирования труда. В дальнейшем (1926–1927 гг.) создается Совет по нормированию труда при ВСНХ СССР, разрабатываются «Основные положения и методы нормирования труда» и ряд методических рекомендаций, документов статистической и т.п. отчетности. Работы А.К. Гастева «Нормирование и организация труда», «Проектирование и нормирование», «Проблемы нормирования в реконструктивный период» и другие вооружали работников необходимыми знаниями для проведения этой работы в практической деятельности. Уже тогда А.К. Гастев видел необходимость всестороннего обоснования норм труда и учет организационных факторов.

«Нормировать — это значит искать наиболее выгодную организацию труда», — утверждал А. К. Гастев [1]. Нормы он считал «как выражение общей организационной культуры данного производства», ставя вопрос о необходимости строгой согласованности всех норм на производстве. Выдвинутые А. К. Гастевым положения о характере норм и влияющих факторах (организационно-технических, организационно-биологических и др.) в дальнейшем получили развитие с учетом повышенных требований к их научной обоснованности. Он уже тогда видел необходимость всестороннего обоснования норм, в связи с чем признавал более правомерным термин не «техническое», а «организационно-техническое нормирование». Нормирование считал компетенцией инженера, ибо изучение трудовых приемов необходимо осуществлять во взаимосвязи с изучением технологических операций, а также технических элементов производства на базе инженерной подготовки. В 1980-х годах, как и предвидел А. К. Гастев, была создана специальность 1753 «организация и нормирование труда», по которой осуществлялась подготовка инженеров по труду в 15 вузах страны.

Программой подготовки специалистов по труду предусматривалось изучение методологии и практики деятельности ЦИТа, работ А.К. Гастева.

В работах А.К. Гастева по сей день есть ответы на многие злободневные вопросы в области разработки научных методов нормирования труда.

В период до 1920 г. в практике нормирования применялся суммарный метод, при котором норма определялась на операцию или изделие в целом исходя из опыта мастера или нормировщика, либо на основе статистического учета фактических затрат времени, либо сравнения нормируемой аналогичной работы. А.К. Гастев в своих трудах рассматривает две тенденции научного метода организации и нормировании труда: аналитическую и синтетическую, суммирующую результаты анализа. Изложенный в его трудах аналитический метод установления норм труда, в дальнейшем усовершенствованный, и в настоящее время является наиболее прогрессивным.

А. К. Гастев — теоретик и практик НОТ — известен как поэт. Художественные произведения начал писать с 1900 г. Сборник их издавался несколько раз под названием «Поэзия рабочего удара. Призывы к построению «социальной инженерии», казавшийся многим его современникам фантазерством, оказывается понятным современным людям с их «кибернетическим строем мышления».

Однако последним и главным «художественным произведением» Алексея Капитоновича Гастева был возглавляемый им Центральный институт труда (ЦИТ).

В течение многих лет, истекших после 1938 г., оборвавшего жизнь этого талантливейшего человека, его дела были преданы забвению. Выросли поколения людей, не слышавших не только его имени, но и слов НОТ и ЦИТ.

Безусловно, многие конкретные организационные проблемы «цитовских» работ устаревают, но методология в силу своей универсальности, абстрагированная от специфических деталей, является действенной многие годы и десятилетия, о чем свидетельствуют работы правоприемников ЦИТа — НИАТа, НИИТруда, отраслевых институтов.

В конце 1940-х ЦИТ был передан в Наркомат авиационной промышленности (НКАП). Деятельность института была перепрофилирована и сконцентрирована на авиационной промышленности В 1947 г. был переименован в Научно-исследовательский институт технологии и организации производства (НИАТ). В институте продолжались работы по организации и нормированию труда. Так, были разработаны руководящие материалы проектирования оборудования, исходя из требований рациональных трудовых процессов, типовые проекты организации рабочих мест станочников, сборщиков агрегатов в сборочных цехах и др.; решались вопросы нормирования труда, трудоемкости изделий и т.п.

В 1970-х годах был проявлен исключительный интерес к вопросам научной организации труда, ценнейшему наследию 1920-х –1930-х годов. Традиции ЦИТа — детища А. К. Гастева — продолжил Научно-исследовательский институт труда, созданный в 1955 г. в соответствии с Постановлением Правительства. НИИ труда выполнил большой объем и комплекс научных исследований в области проблем труда, в т. ч. его научной организации. В НИИ труда был создан отдел научной организации труда, где продолжали работать бывшие сотрудники и коллеги А. К Гастева. Переиздаются работы А. К. Гастева. Опыт ЦИТа широко используется при решении вопросов организации и нормирования труда на промышленных предприятиях. Получает распространение теория «экономии времени» на труд, шире используются технические средства (осциллография, фото- и киносъемка. и др.) при изучении, проектировании и внедрении передовых методов труда, обеспечивающих рост производительности, освоение новой техники и т. п.

Важной вехой в развитии работы в сфере труда явилось Всесоюзное совещание по организации труда в промышленности и строительстве, созванное в июне 1967 г. Участниками совещания были разработаны и приняты Рекомендации, содержащие основные направления научной организации труда, меры по внедрению НОТ в производство. Нормирование труда рассматривалось как направление научной его организации, что соответствовало «гастевским» понятиям сущности нормирования.

К 1990-м годам отечественными учеными, специалистами и практиками были созданы теория и методология для принятия эффективных решений в области нормирования и организации труда, о чем свидетельствуют имеющиеся методические разработки, специальная литература, монографии и т.п. На основе накопленного опыта разработана государственная система управления трудом, в т.ч. его производительностью, организацией и нормированием, создана нормативная база по труду.

Новое прочтение работ А.К. Гастева позволяет сделать вывод об актуальности использования их в настоящее время для повышения эффективности труда работников на предприятиях (организациях, фирмах) различных форм собственности и организационных систем управления.

В заключение приводим основные правила для всякого труда, которые были предложены А.К. Гастевым [2].

Как надо работать — Вот первые основные правила для всякого труда:

1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.

2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.

4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.

5. За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело потом сами разберутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь и работу «запорешь». После крутого начального порыва работник скоро сдает и сам будет испытывать усталость и работу будет портить.

6. По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряду вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.

7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит и человека, и работу.

8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.

10. Во время самой работы не надо кушать, не пить чай; пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.

11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и приняться снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы себя выдержать.

12. Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно ин струмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходи мого в самой работе.

14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо «вытерпеть», так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним; а то в другой раз в случае неудачи получится «отравление» воли и работа опротивеет.

15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.

16. По окончании работы надо все прибрать: и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы, прини маясь снова за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не опротивела.

По мнению Гастева А. К.: «Если к этому сам добавишь правило — стало быть, втянулся в дело» [2].

Язык статьи:
Действия с выбранными: