Метод должен обеспечить предприятию определенный уровень рентабельности активов. Например, при осуществлении сделок на предприятии исходят из минимальной нормы рентабельности активов в размере 8 % (коэффициент рентабельности: Кр = 0,08). При расчете цены (ЦA) используется следующая формула:
где: ∆AC — средние общие издержки на единицу продукции;
Кр — коэффициент рентабельности (0,08);
А — общая стоимость задействованных на предприятии активов, которая складывается из стоимости внеоборотных активов и средних остатков оборотных активов на конкретную дату;
Q — объем выпускаемой продукции в натуральном выражении.
Используя исходные данные для примера расчета единицы условной продукции Х, тыс. руб. (см. «Главный инженер… № 10-2016», табл. 1) и ин формацию бухгалтерского учета о стоимости всех активов предприятия (к примеру, их сумма составила 240 000 руб.), можно определить цену на изделие X на основе рентабельности активов:
ЦА = 20 + 0,08 (240000 : 8000) = 20,24 руб.
При использовании данного метода ценообразования стоимость используемых активов наиболее сложно правильно рассчитать, поскольку имеется вероятность получения неправильного результата.
В целом данный метод ценообразования, в отличие от предыдущих, используется на отечественных предприятиях достаточно редко.
Преимущества метода ценообразования, базирующегося на неполной себестоимости (в части переменных затрат), в наибольшей степени проявляются в случае необходимости принятия различных управленческих решений.
В данном случае приводится такое направление маржинального анализа, как анализ на базе разделения доходов и издержек на релевантные и нерелевантные (иррелевантные).
Релевантные — существенные (значимые) доходы или издержки при принятии конкретного управленческого решения, а нерелевантные — несущественные (незначимые или малозначимые).
При этом понятие релевантности используется только при принятии управленческих решений в коротком периоде, так как в длительном периоде все издержки будут релевантными.