Рыночная экономика предполагает, с одной стороны, корреляцию плановых показателей производства с вложениями и затратами на его создание и функционирование и, с другой — установление соответствия объемов выпуска продукции с потребительским спросом.
Отсутствие такой корреляции и соответствия неизбежно может привести к непреодолимым финансовым проблемам в организации и развитии производства, т. е. чревато экономическими затруднениями, либо привести к невостребованности производимой продукции вследствие чрезмерно больших объемов выпуска.
Руководству любого предприятия при выработке стратегии его функционирования и развития так или иначе приходится сталкиваться с вопросами экономической обоснованности и целесообразности производства, что напрямую связано с вопросами ценообразования. Поэтому при выработке стратегических направлений деятельности предприятия и формировании его экономической политики вопросы ценообразования не могут быть оставлены без внимания.
Нахождение искомых цен на те или иные виды продукции базируется в первую очередь на достижении безубыточности производства и уже потом — на получении желаемой прибыли для его дальнейшего развития и расширения.
Российские предприятия при разработке ценовой политики, включающей и методы определения цен, руководствуются в том числе положениями приказа Минэкономики России от 01.10.1997 г. № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».
В частности, в п. 10 (разд. 3) в зависимости от конкретной ситуации при определения цен рекомендовано использовать следующие методы:
• исходя из себестоимости и прибыли (в процентном отношении к себестоимости или на вложенный капитал);
• с ориентацией на покупательский спрос продукции, выпускаемой предприятием;
• с использованием среднеотраслевых цен;
• с ориентацией на цены продукции, выпускаемой предприятиямиконкурентами (ценового лидера).
Рассмотрим первый из перечисленных методов ценообразования, известный как затратное ценообразование, или затратный метод определения цен.