Ценообразование в строительстве имеет одну цель — установление точной, проверенной стоимости предоставляемых услуг, выполняемых работ для отдельно взятого объекта.
Действующее законодательство предусматривает дополнительные юридические возможности для инженера по выбору возможных расценок для определения стоимости выполняемых строительно-монтажных работ, а также иных видов работ в рамках сметной документации.
Правильный выбор расценок позволяет (или не позволяет) достичь определенного, заранее обусловленного результата.
Однако сметно-нормативные базы никогда не были одинаковы по своей сути и структуре. Они дифференцированы в зависимости от территориального уровня на федеральные и территориальные. Соответственно, цены на выполняемые работы будут различаться в разных городах России: на севере возможны прибавления к ценам за счет «северной надбавки», на юге — строительство будет априори дешевле.
Статья 759 ГК РФ устанавливает, что заказчик выполняемой работы должен передать подрядчику определенное задание на проектирование, что предполагает предоставление и иных данных, которые могут быть использованы для составления необходимой документации. Это означает, что выбор исходных позиций для составления документов всетаки относится к привилегии заказчика.
Для установления стоимости строительства заказчик может выбрать один из нескольких вариантов нормативов:
• государственный;
• территориальный;
• отраслевой;
• индивидуальный;
• фирменный.
Эти нормативы существуют в рамках Федеральных единичных расценок. Они действуют «как бы для среднего региона России», цены в ФЕР привязаны к средним ценам Московской области. ФЕРы применяются в том случае, если территориальных нормативов нет.
На уровне субъектов Федерации принимаются и действуют территориальные единичные расценки. Они обязательны в том случае, если осуществляется строительство на территории субъекта с привлечением средств бюджета.
Особенность ТЕРов — они разработаны на основе данных ФЕРов, но для их функционирования предполагается использование территориальных коэффициентов. При этом некоторые расценки внутри ТЕРов могут быть изменены в таких пропорциях, которые существенно отличаются от коэффициента территории.