Формирование смет имеет свои особенности в разных сферах деятельности: так, например, существенно отличается практика формирования смет в строительном и нефтяном секторе экономики.
Первоначальное составление документов для крупнейших нефтяных компаний предполагает учет разных факторов, имеющих значение для возведения объекта. К таким факторам относят:
- месторасположение объекта;
- затраты на привлечение рабочей силы;
- стоимость материалов;
- стоимость подрядных работ.
При этом заказчик заинтересован получить качественные работы при минимальных затратах. Организация, выиграв тендер, направляет своих специалистов на место. Специалисты должны оценить объемы работы, а также указать список привлеченных ресурсов. Получив прогнозную оценку, на место выезжают геологи, которые должны пробурить скважины, взять пробы грунта. Это необходимо для оценки общей ситуации.
Получив пробы грунта, специалисты доставляют их в независимые лаборатории. Потом происходит размещение полученных результатов в специальной программе AutoCAD.
Далее происходит проверка/ съемка всех имеющихся коммуникаций, рельефа местности. Составляется общий топографический план в программе Credo Dat. В лабораторных условиях измеряется уровень шумового загрязнения территории, оцениваются факторы экологического риска (например, отдельно рассматривается вопрос о возможном загрязнении атмосферы).
Выполнив свою работу, геологи отправляют полученные материалы в другие отделы: АС, АК и др. Каждый отдел по своему блоку работ проводит цикл: готовит сметы, подготавливает ведомость объемов, оценивает спецификацию оборудования.
На основе вышеперечисленных данных составляются сметы. Спецификация оборудования при этом используется для обозначения количественно-качественных пределов объемов материалов или оборудования. Задача сметного отдела — внести все данные в итоговую смету, сверить полученный документ с планируемым монтажом.
Справочник сметных дисциплин представляет следующий вариант таблицы: