— Я давно искала обзоры решений по ценообразованию, чтобы понять, что есть на рынке. Но обзоров не нашла и поняла, что те специалисты, которые могут об этом рассказать, они внутри какого-то решения: либо разрабатывают, либо продают, либо развивают. Мне самой это очень интересно — я хочу быть в курсе того, что происходит, и, я думаю, что это будет интересно ритейлерам, которые находятся на этапе обдумывания. Поэтому моя цель — узнать, для чего нужно решение по автоматизации ценообразования, какие у нее возможности, что она дает и как устроена. Расскажите в целом о функционале и предназначении вашего решения.
Александр Шубин: Это профессиональный, а не маркетинговый разговор, поэтому я бы начал с определения терминов. Нам больше нравится термин data-driven pricing. Он более правильный, потому что динамику цен можно пересчитывать в excel хоть каждый час, и это будет тоже динамическое ценообразование. Но суть систем в том, что они способны обрабатывать достаточно большой объем данных, накопленных по транзакции чеков, и на основе именно данных выдавать рекомендации — в этом главное отличие. В зависимости от того, как часто вы запускаете перерасчеты, настолько часто вы меняете цены: раз в неделю, раз в день, раз в час. Это первый главный момент — разделить.
Рычаг ценообразования — самый большой рычаг для увеличения прибыли и валового дохода, но почему-то мало кто активно его использует.
Второй вопрос — зачем это нужно руководителю с точки зрения бизнеса. Думаю, все, кто в розничном бизнесе, понимают, что рычаг ценообразования — самый большой рычаг для увеличения прибыли и валового дохода, но почему-то мало кто активно его использует. Известный факт: изменение цены на 1 % — это увеличение прибыли на 10 %. Применение data-driven pricing подходов позволяет увеличить валовый доход на 2-6 % (это исследование Европы и США, где развит конкурентный рынок). У нас в России по разным категориям тоже уже есть разные цифры, в среднем мы ориентируемся на 5–9 %. А 2–3 % увеличения валового дохода — это минимум, который может дать применение системы data-driven pricing.