Актуальность. В современных социально-экономических условиях возрастают требования к уровню профессиональной компетентности специалистов. В сфере производственных отношений всевозрастающую роль начинает играть человеческий фактор. Становится очевидным тот факт, что высокий профессионализм человека — это залог качественного и эффективного решения производственных задач, это показатель его высокой работоспособности и полезности для организации-работодателя.
Одним из ведущих факторов, определяющих профессиональную эффективность сотрудников организации, является ценностная сфера, так как ценности являются основополагающим компонентом личности, а личность сотрудника в современном менеджменте выступает ключевым ресурсом развития организации.
Среди различных типов сотрудников в современных организациях особую роль занимает деятельность менеджеров. Важно отметить, что сам термин «менеджер» в современной литературе имеет два основных толкования: 1) управленец; 2) специалист [3]. Во втором смысле указанный термин употребляется, когда говорят о менеджере по персоналу, менеджеру по работе с клиентами, PR-менеджеру, офис-менеджеру и др. В данной работе мы будем использовать термин «менеджер» именно во втором смысле, то есть подразумевать под менеджерами специалистов в некоторой сфере деятельности, предполагающей высокий уровень профессионализма, активную включенность в деловые коммуникации, но не предполагающей управление людьми.
От того, какие ценностные ориентации существуют у менеджера (специалиста), во многом зависит его профессиональная ориентация, успешность выполнения им своих профессиональных задач. При этом ценностные ориентации специалистов подвержены изменениям под влиянием различных факторов. В частности, ценностные ориентации специалистов меняются с возрастом, то есть по мере профессионального развития или становления [2].
С точки зрения Э. Ф. Зеера, в процессе профессионального становления личности выделяются пять стадий: оптация, профессиональное образование и подготовка, профадаптация, профессионализм, мастерство. Основой для выделения стадий взяты социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности. Для каждой стадии характерны свои противоречия. Их разрешение приводит к переходу личности на следующую стадию [4].