По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 330 DOI:10.33920/nik-02-2301-02

Ценностно-мотивационный профиль и мотивационный потенциал резерва управленческих кадров современной государственной службы*

Петрова Светлана Александровна кандидат технических наук, доцент, директор Ресурсного центра развития государственной службы, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, 105064, Российская Федерация, Москва, ул. Земляной вал, д. 34, стр. 1, эл. адрес: sa-petrova@vcot.info
Петрова Алла Медхатовна кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, НОУ ВПО «Московский гуманитарный университет», исполнительный директор Ассоциации учебных заведений металлургического комплекса России, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: am-petrova@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности построения и состав ценностно-мотивационных профилей государственных служащих, включенных в резерв управленческих кадров. На рассмотренных примерах проведен анализ мотивационного потенциала резерва управленческих кадров и сделаны выводы о возможностях использования мотивационного потенциала в решении задач планирования и управления профессиональной карьерой резервистов.

Литература:

1. Алексенцева, Ю.А. (2020) Методические аспекты оценки личностно-мотивационного профиля работников / Алексенцева, Ю.А., Петрова, А.М., Петрова, С.А., Сладкова, Н.М., Ильченко, О.А. // Металлург. — №11. — С. 4–12.

2. Герчиков, В.И. (2006) Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Методология с позиций практики / В.И. Герчиков. — Новосибирск: Наука. — 257 с.

3. Громова, Е.И. (2020) Кадры решают все. Проблемы реализации инновационных проектов. [Электронный ресурс] URL: http://files.marchmont.ru/presentations/25/gromova.pdf (дата обращения 20.09.2022)

4. Маслоу, А. (2002) Мотивация и личность/А.Маслоу. — СПб. — 2002. — 480 с.

5. Мильман, В.Э. (1990) Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. — М., 1990

6. Петрова, С.А. (2019) Актуальные вопросы оценки профессиональных качеств государственных служащих. / Петрова, С.А., Сладкова, Н.М. // Социально-трудовые исследования. — № 36 (3). — С. 98–111

7. Рубинштейн, С. Л. (1989) Основы общей психологии. — В 2-х т. — М., 1989. — 488 с.

8. Шапиро, С.А., Мотивация трудовой деятельности/ В.А. Шахова, С.А. Шапиро — М.: Альфа-Пресс. — 2006. — 332 с.

9. Herzberg, Fr. (1964). The Motivation-Hygiene Concept and Problems of Manpower. // Personnel Administration. — № 27. — Р. 3–7

1. Aleksentseva, YU.A. (2020) Metodicheskiye aspekty otsenki lichnostno-motivatsionnogo profilya rabotnikov / Aleksentseva, YU.A., Petrova, A.M., Petrova, S.A., Sladkova, N.M., Il'chenko, O.A. // Metallurg. — №11. — S. 4–12.

2. Gerchikov, V.I. (2006) Sotsial'noye planirovaniye i sotsiologicheskaya sluzhba v promyshlennosti. Metodologiya s pozitsiy praktiki / V.I. Gerchikov. — Novosibirsk: Nauka. — 257 s.

3. Gromova, Ye.I. (2020) Kadry reshayut vse. Problemy realizatsii innovatsionnykh proyektov. [Elektronnyy resurs] URL: http://files.marchmont.ru/presentations/25/gromova.pdf (data obrashcheniya 20.09.2022)

4. Maslou, A. (2002) Motivatsiya i lichnost'/A.Maslou. — SPb. — 2002. — 480 s.

5. Mil'man, V.E. (1990) Metod izucheniya motivatsionnoy sfery lichnosti / Praktikum po psikhodiagnostike. Psikhodiagnostika motivatsii i samoregulyatsii. — M., 1990

6. Petrova, S.A. (2019) Aktual'nyye voprosy otsenki professional'nykh kachestv gosudarstvennykh sluzhashchikh. / Petrova, S.A., Sladkova, N.M. // Sotsial'no-trudovyye issledovaniya. — № 36 (3). — S. 98–111.

7. Rubinshteyn, S. L. (1989) Osnovy obshchey psikhologii. — V 2-kh t. — M., 1989. — 488 s.

8. Shapiro, S.A., Motivatsiya trudovoy deyatel'nosti/ V.A.Shakhova, S.A.Shapiro — M.: Al'fa-Press. — 2006. — 332 s.

9. Herzberg, Fr. (1964). The Motivation-Hygiene Concept and Problems of Manpower. // Personnel Administration. — № 27. — R. 3–7

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по теме «Комплексный анализ результативности федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2024 годы)», 2020-2022 гг. Статья подготовлена и прочитана в качестве доклада на XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (24-26 ноября 2022 г., Москва).

Успешная реализация задач, стоящих перед государственными служащими — руководителями и специалистами различных уровней — зависит от сформированности ряда факторов, характеризующих их как профессионалов [1, c. 4–12]:

— знаний, умений и навыков в прикладной профессиональной сфере;

— знаний, навыков и компетенций в области управления и проектной деятельности с учетом специфики проектной деятельности в системе госуправления;

— профессионально-личностных качеств и компетенций, определяющих лидерский потенциал государственного служащего, готовность к изменениям и управлению изменениями, успешность взаимодействия с коллегами, гражданами и другими заинтересованными сторонами, эффективность коммуникаций в командной работе и т.д.

Но, помимо способностей и потенциала, важнейшую роль в реализации тех или иных задач, стоящих перед специалистом, играет мотивация — не только «что может», но и «что хочет, на что мотивирован» он в профессиональной деятельности. Методологические основы и практические подходы к разработке и использованию методов и инструментов оценки профессионально-личностных качеств и мотивационного профиля работников на примере государственных служащих ранее были рассмотрены авторами в опубликованных работах [1; 6] и результатах исследований1.

Но для того, чтобы управлять эффективностью труда резервистов необходимо особое внимание уделить их правильной мотивации. Это требует сочетания общего и индивидуального подхода к построению программ мотивации, поскольку каждый человек обладает совокупностью индивидуальных потребностей, ценностей и интересов, удовлетворить которые он хочет в трудовой деятельности. При этом одни и те же поступки различных людей могут быть совершенны по разным мотивам, следовательно, важно правильно определить особенности личности каждого участника резерва с точки зрения совокупности устойчивых мотивов, определяющих поведенческие траектории человека относительно независимых от наличных ситуаций. Кроме того, мотивация может иметь не только индивидуальный, но и групповой характер, определяющийся совокупностью мотивов коллектива, в котором человек работает.

Для Цитирования:
Петрова Светлана Александровна, Петрова Алла Медхатовна, Ценностно-мотивационный профиль и мотивационный потенциал резерва управленческих кадров современной государственной службы*. Ученый совет. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: