Статья поступила 25.03.2025 г. Статья одобрена к публикации 05.04.2025 г.
Реклама — это не только экономический и коммерческий инструмент, но и важный элемент культурной среды, который влияет на восприятие ценностей, моральных и социальных норм. В условиях современного глобализированного общества реклама становится одним из ключевых факторов, формирующих аксиологическое пространство, где ценности, идеалы и нормы потребления становятся важными маркерами социальной реальности [1; 2]. В последнее десятилетие исследования аксиологии рекламы приобрели особую актуальность, так как реклама стала не только средством продвижения товаров и услуг, но и мощным инструментом социальной и культурной трансформации. В связи с этим анализ истории изучения аксиологии рекламы, её роли в формировании культурных ценностей и норм, а также её взаимодействия с социальными изменениями имеет большое значение для понимания текущих и будущих трендов в рекламной практике.
В то же время, несмотря на разнообразие подходов, существуют пробелы в системном исследовании влияния рекламы на аксиологическое восприятие в разных культурных контекстах. Для глубокого понимания аксиологии рекламы важно учитывать как её историческое развитие, так и современные подходы к исследованию рекламных стратегий, ориентированных на культурные и ценностные ориентиры [3]. В этой связи важным является анализ рекламы в ее специфических свойствах в процессах ее функционирования в контексте индустриального и постиндустриального общества.
Индустриальное общество (XIX — середина XX века) характеризуется массовизацией общества и массовизацией товаров, которые производились конвейерным способом и выпускались большими тиражами. В это время становится заметным такая особенность потребительских практик, как престижное потребление — стремление потреблять то, что характерно для более высокой социальной страты, реклама при этом становится средством сегрегации общества, разделяя общество по стандартам потребления на богатых и бедных. В массовом обществе формируется ценность потребления как стиля жизни, установка на новизну товаров, сменяемость, обновление, где новое становится синонимом хорошего – эту особенность проанализировал У. Эко в статье «Инновация и повторение» [7]. Массовое производство товаров и услуг потребовало создания универсальных рекламных стратегий.