По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ценности образования: поиски нового решения старого вопроса

Статья посвящена рассмотрению серьёзного, спорного, любопытного вопроса о ценностях образования. Автор размышляет об истории вопроса, рассматривает философские и исторические корни проблемы и обращается к современной российской действительности.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. — М., 1990.

2. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. — 2002. — № 1.

3. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. — М.: Школа-пресс, 1998.

4. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология [Текст] / К.Д. Ушинский. Собр. соч. — М.; Л.: Изд-во АПН, 1950.

Начинать разговор о ценностях образования совсем не просто — и причин тут будет достаточно много: и философская сложность самого понятия «ценности», и трудность определения сущности современного образования, и довольно большое количество разнообразных концептуально и интеллектуально наполненных публикаций, со всех сторон рассмотревших то, что мы обозначили как тему нашего размышления. И всё же постараемся и будем чрезвычайно рады внести свою лепту не только в полемику, но и в понимание сущности данного вопроса.

Мы люди, и наши рассуждения о себе долго не могли остановиться на точном понимании собственной многоликой сущности: мы живём, мыслим, чувствуем, понимаем, делаем, познаём и любим, но мы одновременно и личности, индивидуумы, субъекты — каждый сам по себе велик, неповторим и важен, а ещё мы отмеряем собой часы и годы, века и эпохи, цивилизации и парадигмы, концепции и теории. Мы вечны и преходящи — всяк по-своему принимает и не принимает глубинные основания жизни, постепенно догадываясь, что смысл-то может просто-напросто оказаться за пределами её. Но созидается нами, оценивается, обесценивается, исследуется, объясняется, прогнозируется, вычисляется, передаётся из поколения в поколение. И тут-то и возникает оно — образование, то, что передаётся нами самими или теми, кто сделал это своей практикой и наукой — наукой передачи опыта и знаний, норм и морали, вкусов и чувствований, навыков и умений. Образование! То, что и привело нас к разговору о ценностях внутри и снаружи этого феномена, ценностях многообразных — государственных, социальных, личностных, тех, что прежде всего отражают и коллективную, групповую, командную значимость образования. В недавний, советский, период отечественного образования именно они, эти ценности, выступали в наших педагогических концепциях на первый план.

Видимо, есть тесная связь между признанием личностно ориентированной направленности/ценности образования и тенденцией к пониманию его как непрерывного процесса, протекающего в течение всей нашей жизни. И само образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, социума, универсума, но и реально обогащать, развивать их — здесь можно вспомнить понятия культуры полезности и культуры достоинства, введённые нашим замечательным учёным А.Г. Асмоловым.

Для Цитирования:
Борис Мандель, Ценности образования: поиски нового решения старого вопроса. Ректор ВУЗа. 2016;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: