Начинать разговор о ценностях образования совсем не просто — и причин тут будет достаточно много: и философская сложность самого понятия «ценности», и трудность определения сущности современного образования, и довольно большое количество разнообразных концептуально и интеллектуально наполненных публикаций, со всех сторон рассмотревших то, что мы обозначили как тему нашего размышления. И всё же постараемся и будем чрезвычайно рады внести свою лепту не только в полемику, но и в понимание сущности данного вопроса.
Мы люди, и наши рассуждения о себе долго не могли остановиться на точном понимании собственной многоликой сущности: мы живём, мыслим, чувствуем, понимаем, делаем, познаём и любим, но мы одновременно и личности, индивидуумы, субъекты — каждый сам по себе велик, неповторим и важен, а ещё мы отмеряем собой часы и годы, века и эпохи, цивилизации и парадигмы, концепции и теории. Мы вечны и преходящи — всяк по-своему принимает и не принимает глубинные основания жизни, постепенно догадываясь, что смысл-то может просто-напросто оказаться за пределами её. Но созидается нами, оценивается, обесценивается, исследуется, объясняется, прогнозируется, вычисляется, передаётся из поколения в поколение. И тут-то и возникает оно — образование, то, что передаётся нами самими или теми, кто сделал это своей практикой и наукой — наукой передачи опыта и знаний, норм и морали, вкусов и чувствований, навыков и умений. Образование! То, что и привело нас к разговору о ценностях внутри и снаружи этого феномена, ценностях многообразных — государственных, социальных, личностных, тех, что прежде всего отражают и коллективную, групповую, командную значимость образования. В недавний, советский, период отечественного образования именно они, эти ценности, выступали в наших педагогических концепциях на первый план.
Видимо, есть тесная связь между признанием личностно ориентированной направленности/ценности образования и тенденцией к пониманию его как непрерывного процесса, протекающего в течение всей нашей жизни. И само образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, социума, универсума, но и реально обогащать, развивать их — здесь можно вспомнить понятия культуры полезности и культуры достоинства, введённые нашим замечательным учёным А.Г. Асмоловым.