По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394 DOI:10.33920/nik-02-2305-01

Ценности молодежи в контексте традиций и новаций

Майлыкутова Мария Джумакоджаевна старший преподаватель кафедра религиоведения и культурологии факультет философии и политологии Казахского национального университета им. Аль-Фараби, 050040, Республика Казахстан, Алматы, проспект Aль-Фараби 71, эл. адрес: mm1210@mail.ru

В статье анализируются ценности молодого поколения в контексте взаимосвязи преемственности и поступательности в развитии традиций; рассматриваются традиционные ценности и то, как они связаны с развитием «новых» ценностей и мировоззрением молодежи; осмысливается отношение традиции к инновациям; анализируются существующие определения традиции и роль ее функций. В работе определяется роль массовых коммуникаций и их влияние на формирование ценностного мира молодого поколения, вычленяются факторы становления жизнеспособных поколений и распространение принципов жизнеспособности на все сферы социальной жизни. В статье рассматривается комплекс мировоззренческих, концептуально-теоретических, социокультурных проблем, связанных с социально-философским и культурологическим аспектом, осмыслением политической социализации и культуры как интегральной характеристики социальной сферы жизни современного казахстанского общества. Анализируется генезис, структура, динамика, институциональные формы и нормативно-ценностное содержание политической социализации и культуры молодежи Казахстана, обусловленные национальными традициями и политической культурой.

Литература:

1. Айдарбеков З.С., Сарсенов Б.А. Культура труда и социальная адаптация молодых инвалидов. Учебное пособие КазУМОиМЯ им. Абылай хана. Алматы: 2021.— Tandem-2. — С. 196

2. Аубакирова Ж.Т. Этнос и культура: проблемы социокультурного анализа (Мониторинг межэтнических отношений в Казахстане: опыт, эффективность и перспективы): Материалы международного научно-практического семинара. Алма¬ты, 23–24 мая 2001. — Астана: 2001. — С. 164–170.

3. Джаманбалаева Ш.Е. Общество и подросток: социологический аспект девиантного поведения. — Алматы, 2002 г. — 278 с.

4. Зобов Р.А. Ценностные ориентации молодежи: истинные и ложные // Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000. — 420с.

5. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. — Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1995, — 108 с.

6. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. — М.: «Мысль», 1982. — 220 с.

1. Aydarbekov Z.S., Sarsenov B.A. Kul'tura truda i sotsial'naya adaptatsiya molodykh invalidov. Uchebnoye posobiye KazUMOiMYA im. Abylay khana. Almaty: 2021.— Tandem-2. — S. 196

2. Aubakirova ZH.T. Etnos i kul'tura: problemy sotsiokul'turnogo analiza (Monitoring mezhetnicheskikh otnosheniy v Kazakhstane: opyt, effektivnost' i perspektivy): Materialy mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo seminara. Almaty, 23–24 maya 2001. — Astana: 2001. — S. 164–170.

3. Dzhamanbalayeva SH.Ye. Obshchestvo i podrostok: sotsiologicheskiy aspekt deviantnogo povedeniya. — Almaty, 2002 g. — 278 s.

4. Zobov R.A. Tsennostnyye oriyentatsii molodezhi: istinnyye i lozhnyye // Molodezh': tendentsii sotsial'nykh izmeneniy. SPb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2000. — 420s.

5. Medvedev N.P. Pereotsenka tsennostey kak sotsial'nyy fenomen. — Stavropol': Izd-vo Stavropol'skogo universiteta, 1995, — 108s.

6. Plakhov V.D. Traditsii i obshchestvo. Opyt filosofsko-sotsiologicheskogo issledovaniya. — M.: «Mysl'», 1982. — 220 s.

В современном обществе исследование и всесторонний анализ ценностей молодого поколения требует к себе пристального внимания в контексте взаимосвязи преемственности и поступательности в развитии традиций. Что собой представляют традиционные ценности и как они связаны с развитием «новых» ценностей? Каково отношение традиции к инновациям? Прежде чем ответить на эти вопросы, приведем некоторые существующие определения традиции.

Многие ученые исходят из того, что традиция есть некоторая особая форма деятельности людей, закрепляющаяся в сознании как определенный стереотип отношения к наследию. Следующая интерпретация традиции опирается на ее способность к трансляции из поколения к поколению накопленного социального опыта в форме некоторых нравственных норм, определенных требований к поведению, социальных ценностей и стереотипов. По мнению Н.П. Медведева, традиции могут выступать в качестве средств регулирования различных форм и общественных отношений, в силу чего могут быть использованы в разных мировоззренческих и политических системах, на уровне общностей и социальных групп [5, c. 38].

Другой аспект понятия традиции получает выражение в определении, которое представлено в исследовании В.Д. Плахова: «традиция — это исторически сложившиеся, относительно устойчивые, повторяющиеся общественные отношения, передающиеся от одного поколения другому» [6, c. 35–36].

Данные определения не могут исчерпать всех возможных аспектов данного явления, однако позволяют проследить динамику смыслового изменения и его отличия от других феноменов.

По существу, традиция есть явление изменчивое и достаточно сложное в исследовании. То, что принято считать традицией, в сознании многих есть олицетворение стабильного, консервативного, «старого». И она имеет смысл только при сопоставлении с новыми моментами в жизни. А «новое» во многом утверждается в борьбе со «старым». Нарушение традиции сопровождается возникновением ощущений дискомфорта для носителей традиционного и поэтому зачастую воспринимается не адекватно.

Для Цитирования:
Майлыкутова Мария Джумакоджаевна, Ценности молодежи в контексте традиций и новаций. Ученый совет. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: