По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 009 DOI:10.33920/nik02-2406-08

Ценности и потребности: к проблеме соотношения понятий

Лебедев Иван Игоревич аспирант АНО ВО «Московский гуманитарный университет», научная специальность 5.10.1. Теория и история культуры, искусства, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: lebedevivanlebedev@gmail.com, ORCID: 0009-0000-7758-1892

Когда мы говорим о ценностях и потребностях, становится важным определиться с содержанием этих понятий и их специфики — в отличие от других, семантически сходных. Один их основоположников теории ценности Г. Риккерт отличал первое от второго, говоря о том, что ценности, в отличие от оценки, не соотносятся с пользой и не являются «чувственными вещами». Специфика ценности можно сформулировать через объяснение «этот предмет мне дорог», а оценки - через объяснение «этот предмет мне полезен». По мнению неокантианцев, ценности объективно существуют в границах культуры, в отличие от оценки, которая может быть субъективной, индивидуальной у каждого человека. В статье показано, что позиция неокантианцев стала в определенном смысле основанием для дальнейших исследований указанной проблематики. Автор рассматривает подходы различных исследователей к понятиям ценности и оценки, раскрывая их специфику.

Литература:

1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. — М.: Современные тетради, 2001. — 128 с.

2. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия : Учеб. для вузов / Генри Ассэль; [Пер. с англ. Штернгарца М. З.]. — 2. изд. — Москва : Инфра-М : НФПК. NTF, 1999. — 803 с.

3. Гайнутдинова Е.В. Проблема классификации человеческих потребностей // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2007. — № 5 (40). — С. 25–28.

4. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии : [учебник] / П. Дойль, Ф. Штерн ; [пер. с англ. А. Смольский]. — 4-е изд. — Москва [и др.] : Питер, 2007. — 542 с.

5. Загадка ценностей и науки о культуре Генриха Риккерта // МОНОКЛЕR [Электронный ресурс]. URL: https://monocler.ru/genrih-rikkert/ (дата обращения: 14.03.2024).

6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.

7. Леонтьев Д.А. От инстинктов — к выбору, смыслу и соморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002. — 343 с. — С. 4–12.

8. Лосский Н.О. История русской философии. — М. : Высшая школа, 1991. — 559 с.

9. Маркетинг: энциклопедия / под ред. М. Бейкера. — СПб., 2002. — 1198 с.

10. Риккерт, Генрих (философ) // Википедия [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Риккерт,_Генрих_(философ) (дата обращения: 15.03.2024).

11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Мыслители XX века, 1998. — 413 с.

12. Страва Т. Академическая зрелость как интегральная ценность и показатель готовности студентов к профессиональной деятельности : дис. ... д-ра пед. наук. — М. : Щецин, 1999. — 323 с.

13. Широнина Е.М. Категория ценности как составляющая организационной культуры в динамике социально-экономических систем // Наука и современность. — 2011. — № 14. — С. 158–163.

14. Frankl V.E. The will to meaning. N.Y., New American Library, 1969.

1. Anisimov S.F. Introduction to axiology. — M.: Modern notebooks, 2001. — 128 p.

2. Assel G. Marketing: principles and strategy: Textbook. for universities / Henry Assel; [Transl. from English Sterngarts M.Z.]. — 2nd ed. — Moscow: Infra-M: NFPC. NTF, 1999. — 803 p.

3. Gainutdinova E.V. The problem of classifying human needs // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. — 2007. — No. 5 (40). — P. 25–28.

4. Doyle P., Stern F. Marketing, management and strategy: [textbook] / P. Doyle, F. Stern; [transl. from English A. Smolsky]. — 4th ed. — Moscow [etc.]: Peter, 2007. — 542 p.

5. The mystery of values and the science of culture by Heinrich Rickert // MONOCLEER [Electronic resource]. URL: https://monocler.ru/genrih-rikkert/ (access date: 03/14/2024).

6. Leontyev A.N. Activity, consciousness, personality. — M.: Politizdat, 1975. — 304 p.

7. Leontyev D.A. From instincts to choice, meaning and self-regulation: the psychology of motivation yesterday, today and tomorrow // Modern psychology of motivation / ed. D. A. Leontieva. — M.: Smysl, 2002. — 343 p. — P. 4–12.

8. Lossky N.O. History of Russian philosophy. — M.: Higher School, 1991. — 559 p.

9. Marketing: encyclopedia / ed. M. Baker. — St. Petersburg, 2002. — 1198 p.

10. Rickert, Heinrich (philosopher) // Wikipedia [Electronic resource]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Rickert,_Heinrich_(philosopher) (date of access: 03/15/2024).

11. Rickert G. Sciences about nature and sciences about culture. — M.: Thinkers of the XX century, 1998. — 413 p.

12. Strava T. Academic maturity as an integral value and indicator of students’ readiness for professional activity: dis. ... Dr. ped. Sci. — M.: Szczecin, 1999. — 323 p.

13. Shironina E.M. Category of value as a component of organizational culture in the dynamics of socio-economic systems // Science and modernity. — 2011. — No. 14. — P. 158–163.

14. Frankl V.E. The will to meaning. N.Y., New American Library, 1969.

Одними из первых о ценностях как о научной категории стали говорить неокантианцы в 1870-х годах. Они, наследуя традиции, идущие от И. Канта, прежде всего, занимались проблемами познания, выяснением границ и способов человеческого осмысления разных областей мира. В числе этих областей — культура. Среди открытий неокантианцев — основание для обособления естественных и гуманитарных наук, где первые используют генерализирующий метод — основанный на выведении законов, а вторые — индивидуализирующий — основанный на описании отдельных, специфических для данной культуры эталонных состояний. Соответственно и мир делится на мир природы (мир сущего или объект естественных наук) и мир культуры (мир должного или объект гуманитарных наук). Еще первобытный человек начинает размечать непрерывную разнородность мира определенными способами, границами, символами; наделять смыслами верх и низ, правое и левое; обозначать происходящее вокруг, означивать явления. Весь этот семиотический язык соотносится с позицией Г. Риккерта о ценностях, которые рождаются в человеческой культуре. Неизбежным образом жизнь развивается и переходит в сферу, которую позднее назовут семиотической. Чтобы понять, есть в определенной вещи, событии, явлении ценность или нет, нужно задать вопрос: почему мы выделили этот объект из потока вещей? Вопрос не стоит о том, в чем именно состоит ценность с точки зрения бытовой, «потребительской». Есть просто констатация ценностей — какое значение имеет нечто как феномен или явление, как реагируют на него люди и какой след оно оставляет. Занимаясь науками о культуре, исследователи на дают оценок, а выявляют наличие частных значимых смыслов в общей картине.

По мнению Г. Риккерта, «продукты природы — то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек ранее вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности» [11]. Неокантианцы исходили из того, что культуру формируют ценности, соответственно, именно неокантианцами была развита аксиология. В их аксиологической концепции сформировался такой специфический метод, как метод отнесения к ценностям.

Для Цитирования:
Лебедев Иван Игоревич, Ценности и потребности: к проблеме соотношения понятий. Ученый совет. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: