По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Ценности и оценки как элементы социокультурной деятельности

Чернякова Наталия Степановна ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Россия, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, E-mail: cultins@herzen.spb.ru

Ценности и оценки рассматриваются в статье как неразрывно связанные, но не сводимые друг к другу элементы социокультурной деятельности человека. Если оценки порождены необходимостью соотносить результаты целесообразной деятельности с идеальными прообразами, то ценности формируются в процессе поиска конечных оснований для оценки любых явлений культуры.

Литература:

1. О понятии философии / Риккерт Г. Философия жизни: Пер. с нем. / Риккерт Г. Г. Риккерт. —

2. Киев: Ника-Центр, 1998. — 512 с.

3. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Шелер М. Избр.

4. произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А. В. и др.; под ред. Денежкина А. В. / М. Шелер. —

5. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. — 490 с.

Статья поступила 24.03.2016 г

Специальный анализ сущности оценочного и ценностного отношений человека к миру играет важную роль в повышении уровня теоретико-методологической обоснованности конкретных исследований различных феноменов культуры, поскольку непосредственно связан с изучением тех особенностей человеческой жизнедеятельности, которые превращают ее в культуротворческую, то есть буквально — творящую мир культуры.

Социальное существо, личность, субъект социокультурной деятельности — это тот, кто обладает сознанием, кто осознает свое бытие, т. е. находится с миром в определенном отношении, на одной стороне которого выступает он сам как субъект деятельности, а на другой — то, что становится объектом его деятельности. Целеполагание является имманентной чертой сознания, поскольку создание отсутствующих в природе материальных и духовных продуктов, удовлетворяющих многообразные потребности субъекта культуры, требует формирования идеального прообраза желаемого результата, который определяет течение социокультурной деятельности, превращая эту деятельность в целесообразную.

Создавая план действий, продумывая их последовательность, субъект вынужден выбирать из реально существующего множества различных, в том числе и альтернативных, целей, средств, способов, условий, результатов и иных элементов деятельности, а значит, вынужден их предварительно оценивать. Суть оценочной деятельности состоит в установлении соответствия или несоответствия оцениваемого явления определенному образцу, выступающему в качестве основания оценки. Только оценив и ранжировав явления по степени соответствия основанию оценки, субъект обретает возможность предпочесть одно явление другому, выбрать между различными явлениями то, которое в наибольшей степени удовлетворяет ту или иную человеческую потребность.

То, что делает оценочную деятельность атрибутом социокультурного творчества, вытекает из самой природы целеполагания: каким бы ни был результат культуротворческой активности человека, этот результат должен быть соотнесен с тем идеальным прообразом, который предшествовал его созданию. В противном случае деятельность субъекта культуры не является ни сознательной, ни целесообразной, а значит, не является и социокультурной. Именно поэтому субъект культуры оценивает все, что создает он сам или создают другие субъекты культуры.

Для Цитирования:
Чернякова Наталия Степановна, Ценности и оценки как элементы социокультурной деятельности. Вопросы культурологии. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: