По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01 DOI:10.33920/nik-01-2312-03

Ценность образовательных традиций versus эффективность непрерывных реформ

Докучаев Илья Игоревич ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9, E-mail: ilya_dokuchaev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0506-2927

В статье описан процесс девальвации ценности отечественного образования на материале двух ключевых видов современных реформ: введения новых аксиологических дисциплин в учебный процесс и экспериментального пилотного проекта нового российского высшего образования, в итоге которого оно должно быть разделено на три уровня (базовый, специальный и профессиональный). Показано, что введение новых дисциплин всегда сопровождается сокращением хорошо апробированных старых, а в данном случае приводит к схематизации и догматизации аксиологического образования. Показано также, что новая реформа структуры высшего образования приведет к окончательному уничтожению советских традиций (специалитета), а также постсоветского опыта (магистратуры) и вновь вернет аспирантуру в систему образования, из которой она была выведена в связи с полнейшей неэффективностью (сокращением количества защит кандидатских диссертаций).

Статья поступила 09.08.2023.

Образование всегда было ценностью и общества, и индивида. Но сегодня в России оно перестало цениться. Говорят, что это связано со стремительными изменениями, происходящими в современном мире, за которыми образование не успевает. Конечно, можно говорить, что существует сегмент образования, настолько зависимый от конъюнктуры рынка, что необходимо постоянно следить за этим рынком, чтобы не отстать от его требований в ходе подготовки участников будущих экономических отношений. Однако существует и другой сегмент — с чрезвычайно стабильным содержанием, а также с содержанием, вообще не зависящим от рынка либо зависящим только частично. Конечно, и в этих сегментах происходят некоторые изменения, но они точно не будут диктоваться конъюнктурой, а будут происходить в результате серьезных научных революций.

Каждое время ищет свои возможности вставить в образовательный процесс какие-то насущные для решения сиюминутных задач фрагменты. Иногда это происходит под влиянием серьезных вызовов эпохи. Однако всегда требуется значительное время для превращения проекта образовательных дисциплин в хорошо разработанные курсы, с методическим обеспечением и выверенным содержанием. На это уходят годы и даже десятилетия. Когда в начале 1990-х гг. случился слом советской системы образования, ей на смену пришли осколки былой роскоши и новые, совершенно не прошедшие какую-либо апробацию курсы, часть из которых так и осталась проектами, которые один или несколько раз были опробованы и в конце концов не состоялись (кто сегодня может вспомнить о таком, например, курсе, как «Эдукология»?). Часть же развивалась и достигла солидных результатов. К числу таких результатов относятся прежде всего культурология, социология, политология, которые превратились не просто в учебные предметы, а в обширные научные и образовательные комплексы методик и знаний (причем это отчасти было связано с развитием их зарубежных аналогов, но иногда было настоящим российским достижением, как в случае с культурологией).

Для Цитирования:
Докучаев Илья Игоревич, Ценность образовательных традиций versus эффективность непрерывных реформ. Вопросы культурологии. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: