Статья поступила 09.08.2023.
Образование всегда было ценностью и общества, и индивида. Но сегодня в России оно перестало цениться. Говорят, что это связано со стремительными изменениями, происходящими в современном мире, за которыми образование не успевает. Конечно, можно говорить, что существует сегмент образования, настолько зависимый от конъюнктуры рынка, что необходимо постоянно следить за этим рынком, чтобы не отстать от его требований в ходе подготовки участников будущих экономических отношений. Однако существует и другой сегмент — с чрезвычайно стабильным содержанием, а также с содержанием, вообще не зависящим от рынка либо зависящим только частично. Конечно, и в этих сегментах происходят некоторые изменения, но они точно не будут диктоваться конъюнктурой, а будут происходить в результате серьезных научных революций.
Каждое время ищет свои возможности вставить в образовательный процесс какие-то насущные для решения сиюминутных задач фрагменты. Иногда это происходит под влиянием серьезных вызовов эпохи. Однако всегда требуется значительное время для превращения проекта образовательных дисциплин в хорошо разработанные курсы, с методическим обеспечением и выверенным содержанием. На это уходят годы и даже десятилетия. Когда в начале 1990-х гг. случился слом советской системы образования, ей на смену пришли осколки былой роскоши и новые, совершенно не прошедшие какую-либо апробацию курсы, часть из которых так и осталась проектами, которые один или несколько раз были опробованы и в конце концов не состоялись (кто сегодня может вспомнить о таком, например, курсе, как «Эдукология»?). Часть же развивалась и достигла солидных результатов. К числу таких результатов относятся прежде всего культурология, социология, политология, которые превратились не просто в учебные предметы, а в обширные научные и образовательные комплексы методик и знаний (причем это отчасти было связано с развитием их зарубежных аналогов, но иногда было настоящим российским достижением, как в случае с культурологией).