По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2208-06

Цена исполнения государственного контракта: на заметку бухгалтеру

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», 125009, Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, E-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913

Рассмотрены практические ситуации, связанные с изменением рыночной конъюнктуры, в том числе ростом цен, повлекшим невозможность продолжения исполнения государственного контракта на установленных условиях о твердой цене. Проведен анализ правоприменительной практики, связанной с деятельностью медицинских учреждений, в условиях нестабильности исполнения госконтракта в части резкого колебания рыночных цен и необходимости принятия решений о его расторжении. Рассмотрены меры государственного регулирования исполнения госконтракта в условиях действия непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств для обеспечения и защиты интересов медицинских бюджетных учреждений как заинтересованной стороны госконтракта.

Литература:

1. Богдан В.Г. Об основаниях освобождения от гражданско-правовой ответственности в сфере государственных закупок // Вестник арбитражной практики. — 2021. — № 5 (96). — С. 18–28 [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47224196.

2. Зацаринная Е.И. Анализ нарушений, допускаемых поставщиками при заключении и исполнении контракта // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 9–2 (111). — С. 154–158 [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46594163.

3. Круглова А.С., Назарова Н.А. Проблемы закупки препаратов для государственных нужд / В сб.: Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам XL Международной научно-практической конференции. — М., 2020. — С. 31–36 [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42924264.

4. Луканин И.Д. Изменение, расторжение и признание государственного контракта недействительным / В сб.: Актуальные проблемы современного законодательства. Сборник статей по материалам VI Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. — М., 2021. — С. 393–398 [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46598770.

5. Проданова Н.А., Щепетов В.В. Риски заключения государственного контракта: актуальные вопросы // Бухучет в строительных организациях. — 2022. — № 1. — С. 57–71 [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=47929203.

6. Проданова Н.А., Пашигорев М.О. Анализ и оценка эффективности государственных закупок: индикаторы и критерии // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 1. — С. 49–55 [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42563459.

7. Проданова Н.А., Филатова Е.И., Кошман Е.С. Нарушения условий осуществления государственных закупок со стороны заказчика // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 2. — С. 36–42 [Электронный ресурс] / Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

1. Bogdan V.G. On the grounds of exemption from civil liability in the field of public procurement // Bulletin of Arbitration Practice. 2021. No. 5 (96). pp. 18–28. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47224196.

2. Zatsarinnaya E.I. Analysis of violations committed by suppliers at the conclusion and execution of the contract // International Research Journal. 2021. No. 9–2 (111). pp. 154–158. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=46594163.

3. Kruglova A.S., Nazarova N.A. Problems of procurement of drugs for state needs // In the collection: Scientific Forum: jurisprudence, history, sociology, political science and philosophy. Collection of articles based on the materials of the XL International Scientific and practical conference. Moscow, 2020. pp. 31–36. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42924264.

4. Lukanin I.D. Modification, termination and recognition of the state contract as invalid // In the collection: actual problems of modern legislation. Collection of articles based on the materials of the VI All-Russian Interuniversity Scientific and Practical Conference. Moscow, 2021. pp. 393–398. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46598770.

5. Prodanova N.A., Shchepetov V.V. Risks of concluding a state contract: topical issues // Accounting in construction organizations. 2022. No. 1. pp. 57–71. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://elibrary.ru/contents.asp?id=47929203.

6. Prodanova N.A., Pashigorev M.O. Analysis and evaluation of the effectiveness of public procurement: indicators and criteria // Accounting in healthcare. 2020. No. 1. pp. 49–55. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42563459.

7. Prodanova N.A., Filatova E.I., Koshman E.S. Violations of the conditions of public procurement by the customer // Accounting in healthcare. 2020. No. 2. pp. 36–42. [Electronic resource] / Electron. dan. — Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

В работе медицинских учреждений закупочная деятельность, направленная на обеспечение оказания медицинских услуг оборудованием, лекарствами, расходными материалами, происходит в соответствии с конкурсной процедурой определения поставщиков и выбора контрагентов, сделавших лучшее предложение по критерию «цена — качество». В современных условиях экономических санкций, провоцирующих резкие скачки рыночных цен, организационно-правовые механизмы исполнения государственного контракта требуют совершенствования. Поскольку цена государственного контракта является одной из основных констант его исполнения, становится весьма актуальным вопрос о разрешенных законом и апробированных правоприменительной практикой возможностях сторон госконтракта, действующих в условиях существующих вызовов рынка.

Как правило, цена госконтракта формируется и применяется в твердой сумме, однако по вполне объективным причинам исполнять госконтракт по заранее установленной и обоснованной цене в данных условиях не представляется возможным. Возникает вопрос, как поступить в такой на первый взгляд тупиковой ситуации: можно ли расторгнуть госконтракт и отнести все издержки на исполнителя либо пересмотреть цену госконтракта в сторону повышения, как этого требует исполнитель? Эти ситуации требуют разъяснений, тем более что заказчиком в данном случае выступает медицинское учреждение, связанное обязательствами оказания соответствующего уровня медицинских услуг как социальной функции государства.

В этих условиях крайне важно организационно-правовое обеспечение исполнения государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в медучреждения, в том числе минимизация рисков неисполнения обязательств, повышение партнерской устойчивости отношений контрагентов, защищенности медучреждений и в конечном счете потребителей медицинских услуг (пациентов). В таком контексте госконтракт защищает от колебаний цен, зачастую искусственно повышаемых коммерческими контрагентами, препятствует срыву поставки медикаментов, гарантирует равномерность обеспечения медучреждений необходимыми средствами оказания медицинских услуг.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Цена исполнения государственного контракта: на заметку бухгалтеру. Бухучет в здравоохранении. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: