Под аудитом или аудиторской проверкой подразумевают процедуру независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Существует несколько видов аудита: государственный — это проверки государственных надзорных органов, инспекционный контроль; внутренний — проверка проводится силами специалистов компании; внешний — привлечение специализированных сторонних компаний.
Аудиты производственной деятельности предприятия могут быть направлены на анализ системы охраны труда, пожарную безопасность, финансовый аудит, аудит промышленной безопасности и т. д.
Одним из видов аудиторской проверки является аудит экологической деятельности предприятия. Принято считать, что экологический аудит зародился на рубеже 1970–1980-х гг. В частности, в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 г., США в 1984 г. разработали концепцию экологического аудирования. В РФ экологический аудит стал применяться с 1993 г. В 1998 г. был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита.
Понятие «экологический аудит» в российское правовое поле вводит Федеральный закон от 04.05.1995 № 96-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» регламентируются требования к аудиторской организации и к личности аудитора. В частности, организация должна иметь профессиональный допуск саморегулирующейся организации (СРО), членство в российских аудиторских компаниях; аудитор должен быть профессионально обучен.
Как показывает опыт, наличие специальных разрешений и обучений не является показателем грамотной и качественной работы.
В 2002 г. было опубликовано постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 по вопросам осуществления аудиторской деятельности. В настоящий момент данное постановление отменено, вследствие чего сегодня отсутствуют аппарат и методы контроля аудиторской деятельности.
Данное правовое «белое пятно» привело к разному пониманию и разному толкованию целей и методов экологического аудирования.