По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Целевые показатели безопасности на железнодорожном транспорте

Рудановский В.М. канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник, АО «ВНИИЖТ», отделение «Комплексные исследования по взаимодействию пути и подвижного состава (КИ)» 107996, Москва, 3-я Мытищинская ул., д. 10, E-mail: Rudanovsky.Valery@vniizht.ru

В статье рассматриваются подходы и методики расчета целевых показателей безопасности на железных дорогах за рубежом и в Российской Федерации. Приводятся конкретные значения установленных целевых показателей безопасности, в том числе безопасности движения.

Литература:

1. ГОСТ Р 51898–2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. Введен в действие с 01.01.2003 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/33/3350.shtml (дата обращения: 15.02.2017).

2. Commission Decision of 5 June 2009 on the adoption of a common safety method for assessment of achievement of safety targets to in Article 6 of Directive 2004/49/EC of the European Parliament and of the Council. 2009/460/ЕС // Official Journal of the European Union. — L 150. — 13.06.2009. — P. 11–19.

3. Commission Decision of 23 April 2012 on the second set of common safety targets as regards the rail system. 2012/226/ЕU // Official Journal of the European Union. — L 115. — 27.04.2012. — P. 27–34.

4. Commission Decision of 1 December 2013 on the second set of common safety targets for the rail system. 2013/753/ЕU // Official Journal of the European Union. — L 334. — 13.12.2013. — P. 37–43.

5. DOT Strategic Plan for Fiscal Years 2014–2018. Transportation for a New Generation. // U.S. Department of Transportation. (Стратегический план Министерства транспорта США на 2014–2018 финансовые годы. Перевозки нового поколения) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.transportation.gov/dotstrategic-plan (дата обращения: 18.02.2017).

6. Черкашин Ю.М., Косарев Л.Н., Рудановский В.М. Безопасность движения. На основе принципов менеджмента качества // Железнодорожный транспорт. — 2004. — № 7. — С. 38–45.

7. Рудановский В.М., Лапидус Б.М., Гогричиани Г.В. О переходе к современной системе менеджмента безопасности движения на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт на современном этапе: сб. трудов ученых к 70-летию аспирантуры. — М.: ВМГ-Принт, 2014. — С. 129–139.

Всякая коммерческая деятельность обретает организованный характер, если осуществляется целенаправленно и по плану. Поэтому разработка и установление целей деятельности любой организации в качественном и количественном выражении представляются весьма важными задачами, подлежащими решению.

Чаще всего организации заботятся об установлении целей своих бизнес-процессов, обеспечивающих прибыль и возможность развития. Но не менее важным является постановка целей организации в отношении тех сторон ее деятельности, которые напрямую не способствуют прибыльности, но осуществляются по требованиям государства, общества или отдельных групп потребителей.

К числу таких сторон деятельности железнодорожных транспортных организаций и крупнейшей из них в Российской Федерации — ОАО «РЖД» относится обеспечение безопасности движения поездов. Но если установление целей в области достижения тех или иных размеров перевозок грузов и пассажиров на железных дорогах является достаточно отработанной процедурой (научное планирование таких размеров как на среднесрочный, так и на долгосрочный период осуществлялось на протяжении большинства лет ХХ в. и в последние годы), то цели в области безопасности в лучшем случае ограничивались качественными требованиями: «повысить», «улучшить» и т.п.

Естественно, что с развитием общества растут требования к состоянию безопасности, так как возрастает ценность жизни каждого пассажира и работника железнодорожного транспорта, а также стоимость перевозимых грузов, что вызывает готовность такого общества оплачивать дополнительные расходы на обеспечение повышенного уровня безопасности (через увеличение соответствующей составляющей тарифов). Поэтому в стране, претендующей на создание развивающейся экономики и развивающегося общества в целом, обычно ставятся стратегические цели непрерывного улучшения состояния безопасности.

При этом степень повышения уровня безопасности должна устанавливаться не волевым решением (как бы ни хотелось руководству организации иметь как можно лучшие показатели в этой области), а исходя из оценки, с одной стороны — ресурсных возможностей организации, с другой — потребностей и степени терпимости общества, с последующей оценкой степени возрастания этих потребностей и терпимости. Соответствующий подход отражен в национальном стандарте ГОСТ Р 51898– 2002 [1], разработанном с учетом Руководства ИСО/МЭК 51:1999 «Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты».

Для Цитирования:
Рудановский В.М., Целевые показатели безопасности на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2017;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: