По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Целевые источники финансирования и система сквозного контроля в строительстве объектов транспортной инфраструктуры

В статье рассматриваются вопросы использования целевых источников финансирования при реализации инвестиционных программ в сфере транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Особое внимание уделено роли федерального бюджета и Фонда национального благосостояния (ФНБ) как ключевых источников ресурсов для модернизации железнодорожной сети. Показаны масштабы финансирования крупнейших проектов ОАО «РЖД», а также механизмы их реализации через государственные программы и инвестиционные инструменты. Отдельно обоснована необходимость построения системы сквозного контроля за расходованием средств, включающей предварительный, текущий и последующий контроль, что позволяет обеспечить прозрачность финансовых операций и минимизацию рисков нецелевого использования. Сделан вывод о том, что внедрение комплексной системы контроля является стратегическим условием эффективного развития транспортной инфраструктуры.

Литература:

1. Ланцов А. В. Инфраструктура: понятие, виды и значение // Экономика, статистика и информатика. — 2013. — № 3. — С. 49–54.

2. Jochimsen R. Theorie der Infrastruktur: Grundlagen der marktwirtschaftlichen Entwicklung / R. Jochimsen. — Tübingen: J.C.B. Mohr, 1966.

3. Отчет о мировом развитии — 1994: Инфраструктура и развитие. – Всемирный банк. – Oxford University Press, 1994. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents. worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/446271468-155121230 (дата обращения: 18.08.2025).

4. Prud’homme, R. Infrastructure and Development. – Washington D.C.: The World Bank, 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents1.worldbank.org/ curated/en/698521468762373585/pdf/28975.pdf (дата обращения: 18.08.2025).

5. Плеванюк Е. А., Кизириди Э. Ю. Понятие и сущность транспортной инфраструктуры // Вестник магистратуры. — 2018. — № 3-1 (78). — С. 107–108.

6. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р (в ред. от 06.11.2024). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/ files/7enYF2uL5kFZlOOpQhLl0nUT91RjCbeR.pdf (дата обращения: 18.08.2025).

7. Об итогах производственно-финансовой деятельности ОАО «РЖД» за 2024 г., ключевых результатах за период 2019–2024 гг., приоритетных задачах на 2025 г. и на перспективу до 2030 г. // Железнодорожный транспорт. — 2025. — № 3. — С. 4–10.

8. Федеральный закон от 30.11.2024 № 419-ФЗ «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491969/ (дата обращения: 18.08.2025).

9. Постановление Правительства РФ от 15.02.2017 № 190 «О требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201702170016 (дата обращения: 18.08.2025).

10. Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/12158458/ (дата обращения: 18.08.2025).

11. Распоряжение Правительства РФ от 05.11.2013 № 2044-р «Об утверждении перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/d22a0664445defeaf1fe8f86e418 7f02/2044_24052024.pdf (дата обращения: 18.08.2025).

12. Юровский Д. В., Никифорова А. Н. Построение системы сквозного контроля финансирования объектов строительного комплекса // Корпоративное управление экономической и финансовой деятельностью на железнодорожном транспорте: сб. трудов по результатам V Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 15–16 дек. 2020 г. — М.: Российская открытая академия транспорта РУТ (МИИТ), 2021. — Вып. 19. — С. 461–465.

Транспортная инфраструктура является одним из базовых факторов устойчивого развития государства и играет ключевую роль в обеспечении экономического роста, пространственного освоения территорий и интеграции России в мировое хозяйство. От уровня её развития зависит эффективность логистических связей, доступность регионов, привлечение инвестиций и реализация национальных проектов. Железнодорожный транспорт, как наиболее протяжённая и грузоёмкая система, занимает особое место в транспортном комплексе страны, обеспечивая экспортно-импортные перевозки, функционирование промышленности и формирование единого экономического пространства.

Современные вызовы, связанные с глобализацией, цифровизацией и ростом международной конкуренции, усиливают потребность в масштабной модернизации инфраструктуры. Реализация проектов по расширению железнодорожных коридоров, строительству скоростных магистралей и развитию транспортных узлов определяет не только экономическую, но и геополитическую устойчивость России.

В научной литературе и нормативно-правовой практике инфраструктура трактуется как совокупность сооружений, систем и услуг, обеспечивающих функционирование экономики и жизнедеятельность общества. В широком понимании это не только материальные объекты (дороги, мосты, станции, терминалы), но и качество транспортных услуг, от которых зависит доступность территорий и мобильность населения.

Характерными особенностями инфраструктурных объектов являются длительный срок службы, неподвижность, высокая капиталоёмкость и стратегическое значение. Важная специфика заключается в том, что полезность объекта проявляется только после завершения строительства — например, мост или железнодорожная линия на стадии 80% готовности практически не выполняют своей функции. Это делает инфраструктурные инвестиции особенно чувствительными к качеству управления и контролю.

Критерии и характеристики инфраструктурных объектов

Транспортная инфраструктура относится к числу наиболее капиталоёмких и долгосрочных объектов инвестирования. Она имеет ряд характерных признаков:

Для Цитирования:
Целевые источники финансирования и система сквозного контроля в строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Сметно-договорная работа в строительстве. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: