По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 615.218.3.03: 616

Целевое обучение в практико-ориентированной подготовке в медицинском вузе

М.А. Козловская канд. мед. наук, декан факультета довузовской подготовки и целевого обучения, ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Н.В. Минаева профессор, проректор по образовательной деятельности, ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Министерства здравоохранения Российской Федерации

В медицинской отрасли целевое обучение имеет важное значение в выстраивании кадровой политики с учетом потребностей и дефицита кадров по конкретным медицинским специальностям. В практико-ориентированной подготовке обучающихся важной является возможность прохождения практики в медицинской организации, указанной в целевом договоре как место будущего трудоустройства. В 75% случаев целевые обучающиеся ПГМУ проходят практику в соответствии с договором. В современных реалиях решение вопросов кадрового обеспечения в здравоохранении невозможно без целевого обучения. Необходимо и профориентационную работу проводить с учетом потребностей в кадрах при условии участия в этой работе руководителей медицинских организаций, заказчиков целевого обучения и муниципальных властей.

Целевое обучение позволяет выстраивать кадровую политику в медицинской отрасли целенаправленно — с учетом потребностей и дефицита кадров по конкретным медицинским специальностям. В отношении практико-ориентированной подготовки важной особенностью договора о целевом обучении является установленная в нем возможность прохождения практики в медицинской организации, указанной в договоре как место будущего трудоустройства.

Получить образование по целевому направлению, в том числе по медицинским специальностям, можно было еще в советское время, затем Постановлением Правительства России № 942 от 19 сентября 1995 г. была введена целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Тогда договор (контракт) заключался между будущим обучающимся, вузом, администрацией муниципального района и лечебно-профилактическим учреждением. В соответствии со вступившим в силу в 2013 г. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 56), Постановлением Правительства России № 1076 от 27 ноября 2013 г. «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» была определена новая модель целевого обучения и целевого приема по образовательным программам высшего образования. Заключалось два договора: собственно договор о целевом обучении (между заказчиком и будущим обучающимся) и договор о целевом приеме (между заказчиком и образовательной организацией). Стала определяться квота целевого приема, т.е. доля мест по договору о целевом обучении в общем количестве бюджетных мест в рамках контрольных цифр приема (КЦП). По программам специалитета доля целевого приема в ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера составляла в 2010 г. 26% от КЦП, в 2014 г. — 46%, в 2019 г. — 44%. Квота целевого приема определяется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (учредителя ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера) по результатам заявок от заказчиков целевого обучения.

Основным заказчиком целевого обучения в ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера является Министерство здравоохранения Пермского края; другими заказчиками выступают федеральные ведомства и службы (Роспотребнадзор, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба исполнения наказаний), министерства здравоохранения соседних регионов (Республики Башкортостан, Кировской области).

Для Цитирования:
М.А. Козловская, Н.В. Минаева, Целевое обучение в практико-ориентированной подготовке в медицинском вузе. Юрист ВУЗа. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: