Бюджетная сфера оказания социальных услуг, безусловно, нуждается в адекватном организационно-правовом инструментарии, который позволит решать текущие и перспективные задачи. Уже не первый год приоритетной задачей является обеспеченность медицинскими кадрами учреждений первичной медико-санитарной помощи. В этом направлении регулярно предлагаются и реализуются новации, направленные на сокращение кадрового дефицита медиков первичного звена. Так, в частности, с 1 января 2019 года для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала были определены порядок формирования и условия предоставления медицинским организациям средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС1 ; год тому назад было предложено снять возрастные ограничения по программе «Земский доктор», чтобы специалисты старше 50 лет при переезде на работу в сельскую местность или малый город также могли получить единовременную выплату — 1 млн руб. (врачи), 500 тыс. руб. (фельдшеры)2 .
В 2020 году Президент РФ в своем Послании Федеральному собранию3 указал на необходимость расширения целевого приема в медвузах, в частности 70% бюджетных мест должны быть целевыми по специальности «Лечебное дело», 75% — по специальности «Педиатрия», а по самым дефицитным направлениям ординатуры — почти 100-процентное целевое обучение. При этом квоты на целевой прием должны формировать по заявкам регионов Российской Федерации.
Целевое обучение — уже известная и применяемая на практике форма получения профессионального образования, которая была существенно доуточнена с 1 января 2019 года. При этом законодатель установил следующее «вводное» правило: «На правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2019 г., не распространяются положения Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”4 в редакции Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения”»5 .