(Продолжение. Начало см. №9/2021)
Во-первых, они связаны с выработкой электричества — на электростанциях («по месту»), в отличие от миллионов двигателей внутреннего сгорания на улично-дорожной сети, к тому же «молотящими» условиях переменных нагрузок. При этом электростанции, в отличие от транспортных средств могут использовать энергию ветра и воды, отходы.
Аккумуляторные батареи (АКБ)
Повышение емкости, простота перезарядки, снижение веса, размеров, стоимости, очень даже способствуют их применению в качестве источника тяги (при безопасности для окружающей среды). Произойдет ли это в обозримом будущем? Наверное, правильно говорить (особенно при развитой проводной сети) об их подзарядке в движении для охвата новостроек, где «конташка» пока отсутствует.
Топливные элементы — получают водород и кислород из воздуха, а соединяя их, производят электроэнергию (и воду в качестве «отхода»). Составители называют их «полумерой» между аккумуляторными батареями, емкостными или маховичными накопителями и — сжиганием топлива в двигателях. Значит, их можно рассматривать как накопительную батарею, только очень дорогостоящая. Потом, существуют трудности с доставкой водорода и его хранением, в т. ч. на самих транспортных средствах. Кроме того, если для получения H2 использовалось то или иное ископаемое топливо, возникает почти то же количество вредных выбросов, как и в обычном двигателе. Топливные элементы, получающие водород из возобновляемых источников, потребовали создания дорогостоящего оборудования.
Троллейбус
Маршрутный транспорт целесообразно обеспечивать электроэнергией через провода. Так, на железных дорогах и трамвайных сетях получение электроэнергии от «воздушного» провода является общепринятым.
Что касается «заметности» питающих проводов... Следует помнить, что в «реестре» выхлопов дизельного двигателя присутствует четыре десятка различных соединений, выбрасываемых в воздух (прямо на улицы). Пассажиры и пешеходы это вдыхают. Принимая в расчет, что троллейбус исключает возникновение всех этих выхлопов, «воздушный» питающий провод можно рассматривать как условие чистоты воздуха, а еще — признак постоянства и надежности перевозок, что хорошо понимают в обществе. Это очень хорошее основание для постепенного восстановления троллейбусного движения в городах Англии.