По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65

Цель — эффективность: ключевые особенности системы менеджмента компании «Тойота»

Золотухин М. А. магистрант, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Сидорова В. Н. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-экономических инноваций, профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва

Статья раскрывает особенности системы менеджмента компании «Тойота», которые сделали ее самой большой и успешной компанией в мире.

Литература:

1. Финансовый отчет компании «Тойота» за 2020 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://global. toyota/pages/global_toyota/ir/financialresults/2020_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 23.03.2021).

2. Финансовый отчет компании «Фольксваген» за 2020 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.volkswagenag.com/presence/ investorrelation/publications/interimorts/2020/HY_2020_e.pdf (дата обращения: 23.03.2021).

3. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. — 402 с.

4. Синго С. Изучение производственной системы «Тойота» с точки зрения организации производства. — М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2010. — 312 с.

5. Сидоров Н.В., Лисицкая И.А. Оценка системы управления инвестиционной деятельностью банка и эффективность деятельности / Н.В. Сидоров, И.А. Лисицкая // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2019. — №1. — С. 55–63.

6. Жигун Л.А., Рязанцева М. В., Субочева А.О., Кохова И.В., Сидоров Н. В., Смирнова М. Е., Маслова В.М., Иванова И.А., Сахарова Н.В. Проблемы подготовки специалистов в сфере управления персоналом в условиях цифровой экономики. — М.: СВИВТ, 2020. Том 2. — С. 249.

7. Бутов А.В. Современный кризис: причины, характеристики и антикризисные программы. В сборнике: Материалы международной научно‑практической конференции «Инновации в управлении социально‑экономическими системами. — М.: ООО «РусАйнс», 2020. — С. 73–79.

8. Мартынов В.Г., Еремина И.Ю., Кибовская С.В., Руденко Г.Г., Долженкова Ю.В. Независимая оценка квалификаций работников в нефтегазовом комплексе //Нефтяное хозяйство. — 2018. — №3. — С. 102–105.

Компания «Тойота» до сих пор является крупнейшим производителем автомобилей в мире. В 2020 году компания продала 4,16 млн автомобилей, когда Фольксваген, занимающий 2‑е место, продал 3,9 млн автомобилей [1, 2]. Успех Тойоты во многом обусловлен ее уникальной системой организации производства, обеспечивающей высокое качество, экономию на производстве и хранении, а также позволяющей быстро адаптировать процесс производства под колебания спроса.

«Главное заключалось в т м, как Toyota проектировала и производила свои машины. Она добилась невероятной стабильности процесса и качества продукции. Toyota создавала автомобили быстрее других фирм, ее машины были более надежными и продавались по конкурентным ценам, несмотря на относительно высокий уровень зарплаты японских рабочих» [3].

Система менеджмента Тойота складывалась десятилетиями под влиянием идей Фредерика Тейлора о рационализации и удешевлении трудовых процессов, делегации полномочий рабочим Генри Фордом, культурно обусловленной склонности японцев к тяжелому труду и командной работе. Разработчиками системы производства Тойота (TPS‑Toyota production system) являются инженер компании Тайити Оно, который впоследствии возглавил Совет директоров, и его помощник Синго С. [2].

Двое инженеров ходили по цехам и увидели проблему своими глазами: чтобы произвести как можно больше, оборудование работало на износ и часто ломалось. Поэтому постоянно приходилось отправлять заявки на обслуживание и ремонт, а склады были завалены грудой деталей, долго простаивающих без дела. Как только они становились востребованы, складывалась неразбериха из‑за очереди огромного количества деталей, поступающих на конвейер, что еще сильнее увеличивало временные и материальные затраты. Помимо этого, в компании также столкнулись с огромным количеством бракованных деталей. Для установления и устранения причины брака необходимо было прервать производственный процесс, что имел право сделать только менеджер, который не всегда мог пойти на этот шаг [3]. Тем самым разработчики системы производства Тойота определили главные проблемы массового производства автомобилей, а именно: это перепроизводство и брак.

Для Цитирования:
Золотухин М. А., Сидорова В. Н., Цель — эффективность: ключевые особенности системы менеджмента компании «Тойота». Лин-технологии: Бережливое производство. 2023;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: