По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2408-06

Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора в XX–XXI вв.: особенности и перспективы

Максуров Алексей Анатольевич кандидат юридических наук, преподаватель, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова (150000, Ярославль, ул. Советская, 14, Российская Федерация), Университет Парижа Сорбонна (Париж, Франция), E-mail: maxurov78@ya.ru

В статье автор продолжит* рассматривать актуальные вопросы генезиса прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан в России в ХХ–ХХI вв. Освещая детерминанты развития данного способа защиты трудовых прав граждан, автор приходит к выводу о том, что существенной особенностью прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав является то обстоятельство, что уже с самого начала прокуратуре были предоставлены процессуальные права для защиты права на труд. В советский период истории эти права не только подтверждались, но и расширялись с точки зрения полномочий прокурора как на инициацию соответствующего судебного процесса, так и на вступление в уже начатый процесс.

Литература:

1. Максуров А.А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс // Вопросы трудового права. 2024. Т. 20 № 6 (233). — С. 378–383.

2. Максуров А.А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс // Кадровик. 2024. № 6. — С. 31–36.

3. Постановление ВЦИК от 28.05.1922 «Положение о прокурорском надзоре» // Известия ВЦИК. № 132. 16.06.1922.

4. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В.М. Семенова и В.А. Байдукова. М.: Норма, 2018. — 422 с.

5. Постановление ВЦИК от 07.07.1923 «Положение о дисциплинарных судах»// Известия ВЦИК. № 159. 18.07.1923.

6. Крюков В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. М.: Норма, 2020. — 326 с.

7. Еженедельник советской юстиции. 1924 г. № 23–24. — 678 с.

8. Конституция СССР 1936 года http://histerl.ru/otechestve№№aia_istoria/kratko gosudarstvo_pravo/ko№stitucia_1936.htm.

9. Прокуратура Санкт-Петербурга. Исторический очерк: 295-летию прокуратуры России посвящается (1722–2017) — С.-Пб.: Петроградская сторона, 2017. — 210 с.

10. Фридинский С.Н. Военная прокуратура в России: 145 лет на службе Отечеству и Закону // Прокурор. 2012. № 4. — С. 81–90.

11. Максуров А.А. Координация усилий правоохранительных и контролирующих органов в сфере защиты права граждан на оплачиваемый труд. // Трудовое право. 2007. № 11. — С. 22–29.

12. Кирилловых А.А. К истории развития правового статуса советской прокуратуры // История государства и права. 2011. № 24. — С.31–37.

13. Кодекс законов о труде Российской Федерации // Свод законов РСФСР. Т. 2. С. 123.

14. Указ Президиума ВС СССР от 16.06.1987 № 7188-XI «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР» // Ведомости ВС СССР. 1987. № 25. Ст. 349.

15. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229, 25.11.1995.

16. Федеральный закон от 17.11.1995 № 168-ФЗ (с изм. от 05.06.2007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. № 229. 25.11.1995.

17. Указ Президента РФ от 19.01.1996 № 66 (ред. от 17.04.2003) «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат»// Собрание законодательства РФ. 22.01.1996. № 4. Ст. 265.

18. Указ Президента РФ от 01.02.1996 № 134 «О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы» // Собрание законодательства РФ. 05.02.1996. № 6. Ст. 536.

19. Указ Президента РФ от 19.02.1996 № 209 «О проверках соблюдения законодательства об оплате труда» // Российская газета. № 36. 22.02.1996.

20. Воронин С.А. Надзорная функция прокуратуры (теоретический аспект) // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. — С. 433–438.

21. Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.2000 № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Том 1. М., 2020. — С.19–23.

22. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.10.2016) // Парламентская газета. № 2-5. 05.01.2002.

23. Коняхин В.П., Рыбалка А.А. Уголовно-правовая охрана трудовых прав личности: международно-правовые стандарты // Международное публичное и частное право. 2016. № 3. — С. 24–29.

24. Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка // Законность. 1996. № 12. — С. 3–7.

25. Максуров А.А. Проблемы соблюдения права на труд в условиях пандемии коронавируса // Кадровик. 2020. № 4. — С. 56–62.

26. Максуров А.А. Координация деятельности субъектов права в условиях кризиса. М.: ИНФРА-М. 2022. — С. 189.

27. Максуров А.А. Европейское законодательство о труде: вопросы координации // Российская юстиция 2018. № 2. — С. 29–34.

28. Максуров А.А. Координация реализации социального законодательства в странах Европы // Гражданин и право. 2018. № 9. — С.18–26.

* См. первую публикацию по этой теме в № 6/2024: Максуров А.А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс. С. 378–384.

Прокуратура сегодня в мире традиционно признается эффективным средством защиты трудовых прав граждан, что характерно и для исторической оценки роли российской прокуратуры [1, с. 380]. К концу ХIХ — началу ХХ века прокуратура Российской Империи в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства обладала двумя важными преимуществами: возможностью надзора за органами контроля (фабричными инспекциями и проч.) и процессуальной способностью защитить права работников в суде, хотя это направление надзора в то время и не было в числе приоритетов прокурорской деятельности [2, с. 32].

После Октябрьской революции 1917 года направление надзора за соблюдением трудовых прав граждан пошло по наиболее простому пути — интерес прокуратуры сместился в сторону надзора за соблюдением законов о труде нанимателями.

Также следует отметить, что в ранний послереволюционный период до принятия новых нормативных правовых актов, судопроизводство осуществлялось по правилам Судебных уставов 1864 г., но лишь в той их части, которая не была отменена декретами ВЦИК и СНК. Таким образом, основания для защиты прокурором трудовых прав граждан в суде были, хотя массового применения прокурорами своих полномочий в указанной сфере и не наблюдалось в связи с распадом системы прокуратуры Российской Империи.

Вместе с тем переход к НЭП повлек за собой и возрождение института прокурорского надзора с 28 мая 1922 г., когда было утверждено Положение о прокурорском надзоре [3]. Данный акт содержал указание на то, что надзор за исполнением трудового законодательства должен был рассматриваться в качестве одного из основных направлений деятельности «восстановленной» прокуратуры как органа правозащиты.

На практике это выражалось, в числе прочего, в усилении прокурорского надзора за действиями нанимателей труда в отдельных губерниях РСФСР. Интересно, что уже в то время предпринимались определенные организационные меры по обеспечению эффективного прокурорского надзора в указанной области: от прокурора требовалось выделить одного из помощников для выполнения обязанностей в сфере надзора за инспекцией труда и иными организациями и органами, в том числе, лицами, привлекающими наемный труд [4, с.139]. В 1923 году в результате изменения статьи 133 Положения о судоустройстве РСФСР в Верховном суде при уголовной и гражданской Кассационных Коллегиях назначается специальный прокурор по трудовым делам [5].

Для Цитирования:
Максуров Алексей Анатольевич, Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора в XX–XXI вв.: особенности и перспективы. Вопросы трудового права. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: