* См. первую публикацию по этой теме в № 6/2024: Максуров А.А. Трудовые права граждан как предмет прокурорского надзора: исторический экскурс. С. 378–384.
Прокуратура сегодня в мире традиционно признается эффективным средством защиты трудовых прав граждан, что характерно и для исторической оценки роли российской прокуратуры [1, с. 380]. К концу ХIХ — началу ХХ века прокуратура Российской Империи в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства обладала двумя важными преимуществами: возможностью надзора за органами контроля (фабричными инспекциями и проч.) и процессуальной способностью защитить права работников в суде, хотя это направление надзора в то время и не было в числе приоритетов прокурорской деятельности [2, с. 32].
После Октябрьской революции 1917 года направление надзора за соблюдением трудовых прав граждан пошло по наиболее простому пути — интерес прокуратуры сместился в сторону надзора за соблюдением законов о труде нанимателями.
Также следует отметить, что в ранний послереволюционный период до принятия новых нормативных правовых актов, судопроизводство осуществлялось по правилам Судебных уставов 1864 г., но лишь в той их части, которая не была отменена декретами ВЦИК и СНК. Таким образом, основания для защиты прокурором трудовых прав граждан в суде были, хотя массового применения прокурорами своих полномочий в указанной сфере и не наблюдалось в связи с распадом системы прокуратуры Российской Империи.
Вместе с тем переход к НЭП повлек за собой и возрождение института прокурорского надзора с 28 мая 1922 г., когда было утверждено Положение о прокурорском надзоре [3]. Данный акт содержал указание на то, что надзор за исполнением трудового законодательства должен был рассматриваться в качестве одного из основных направлений деятельности «восстановленной» прокуратуры как органа правозащиты.
На практике это выражалось, в числе прочего, в усилении прокурорского надзора за действиями нанимателей труда в отдельных губерниях РСФСР. Интересно, что уже в то время предпринимались определенные организационные меры по обеспечению эффективного прокурорского надзора в указанной области: от прокурора требовалось выделить одного из помощников для выполнения обязанностей в сфере надзора за инспекцией труда и иными организациями и органами, в том числе, лицами, привлекающими наемный труд [4, с.139]. В 1923 году в результате изменения статьи 133 Положения о судоустройстве РСФСР в Верховном суде при уголовной и гражданской Кассационных Коллегиях назначается специальный прокурор по трудовым делам [5].