По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22

Трудовые отношения в условиях введения специальных мер в сфере экономики: поиск баланса интересов

Клепалова Ю. И. канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург, e-mail: klepalova.yulia@yandex.ru
Сварчевский К. Г. канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург, e-mail: svarchewsky@yandex.ru

Статья посвящена проблеме поиска баланса интересов работников, работодателей и государства в условиях установления особенностей правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах в условиях введения специальных мер в сфере экономики. Авторы приходят к выводу о необходимости введения дополнительных экономических и организационных мер поддержки работодателей.

Литература:

1. Скачкова Г. С. Дифференциация в трудовом праве и Трудовой кодекс РФ // Цивилист. — 2012. — № 2. — С. 86–94.

2. Орловский Ю. П. Единство и дифференциация советского трудового права / С. А. Иванов, Р. З. Лившиц, Ю. П. Орловский // Советское трудовое право: вопросы теории // Диалектика развития трудового права: от советского периода до наших дней: избранные труды Ю.П. Орловского. — М.: РГ-Пресс, 2018. — С. 314–354.

3. Штивельберг Ф.Б. Основания и пределы дифференциации трудового права России: автореф. дис…. канд. юрид. наук: 12.00.05 / Ур. гос. юрид. акад. — Екатеринбург, 2004. — 26 с.

4. Головина С.Ю. Кодификация российского трудового законодательства: ретроспектива и взгляд в будущее // Кодификация российского частного права / Под ред. П. В. Крашенинникова. — М.: Статут, 2015. — С. 235.

5. Гусева Т.С., Клепалова Ю.И. Достижение баланса интересов участников рынка труда — ключевое условие повышения эффективности и правового регулирования занятости // Трудовое право в России и за рубежом. — 2022. — № 4. — С. 116.

6. Борисов: дефицит кадров на предприятиях ОПК в РФ будет составлять около 400 тыс. человек. — URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/15072533.

7. Проблему дефицита специалистов в ОПК решат новые управленческие технологии. — URL: https://rg.ru/2022/12/15/reg-urfo/ejchar-neocharovyvaet. html.

8. Ведущий инженер: на предприятиях ВПК не хватает квалифицированных кадров. — URL: https:// rossaprimavera.ru/news/e51b5a22 (дата обращения: 13.02.2023).

9. Зарплата до 150 тысяч: оборонные заводы переманивают рабочих огромными заработками — кто и кого ищет. — URL: https://msk1.ru/ text/job/2022/12/01/71859056/ (дата обращения: 13.02.2023).

10. Нормирование труда в промышленности. — М.: Экономика, 1982. — С. 4–7.

11. Трудовое право. Базовый уровень: учебник / Ю. А. Кучина, Е. В. Козина, К. А. Белозерова, Ю.И. Клепалова / Под ред. Ю.А. Кучиной. — М.: Юстиция, 2018. — С. 189.

12. Черникова Е.Ф. Влияние сменного характера труда на состояние здоровья работников (обзорная статья) // Гигиена и санитария. — 2015. — № 3. — С. 44.

Переломные изменения в политической жизни страны (постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22.02.2022 № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации») требуют внесения изменений и в социально-экономическую жизнь нашего общества и государства, что, безусловно, затрагивает и регулирование трудовых отношений. Так, в ст. 252 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), регламентирующую основания и порядок установления особенностей регулирования труда, были внесены изменения, предусматривающие, что при введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях оборонно-промышленного комплекса, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах (далее — работодатели).

Мы согласны с утверждением, что «на основе анализа действующего законодательства Российской Федерации можно сделать вывод об осуществлении в настоящее время дифференциации в трудовом праве по самым различным основаниям, количество и содержание которых не позволяют признать перечень таких оснований исчерпывающим» [1], фактически же имеющиеся в научной литературе основания дифференциации учитывают лишь наиболее устойчивые объективные и субъективные факторы дифференциации [2; 3].

В то же время анализ новых норм о дифференциации, появившихся в ТК РФ, позволяет сделать вывод о тенденции расширения целей и задач трудового законодательства, так как отдельные его положения «выходят за рамки защиты прав и интересов работников и работодателей, но в большей степени направлены на защиту интересов государства и общества в целом» [4] — например, появление антикоррупционных ограничений, введение ограничения на осуществление трудовой деятельности в сфере образования для лиц, имеющих судимость. Полагаем, что к таким случаям относится и возможность устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений у отдельных работодателей, участвующих в исполнении государственных контрактов по реализации государственного оборонного заказа (далее — гособоронзаказ), в период введения Правительством Российской Федерации специальных мер в сфере экономики, что свидетельствует о гибкости трудового законодательства, позволяющего решать задачи, направленные на сохранение баланса интересов [5] работников, работодателей и государства (ст. 1 ТК РФ).

Для Цитирования:
Клепалова Ю. И., Сварчевский К. Г., Трудовые отношения в условиях введения специальных мер в сфере экономики: поиск баланса интересов. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: