По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Трудовые мигранты: В РОССИИ и ЗА РУБЕЖОМ

Крощенко М. М. генеральный директор, ООО «Консалтинговое бюро Михаила Крощенко», 125195, г. Москва, ул. Беломорская, д. 14, корп. 2
Алексенцева Ю. А. главный специалист отдела трудовой миграции, НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России, 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 34

Представлены материалы исследования миграционной политики разных государств. Дан обзор зарубежного опыта управления трудовой миграцией. Показаны возможности использования его в российских условиях. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Концептуальные подходы к исследованию влияния трудовой миграции на функционирование рынка труда», проект № 10-02-00258а. Статья поможет правильно оценить возможности использования трудовых мигрантов в строительной организации.

Общая численность иностранных граждан в нашей стране, включая находящихся нелегально, оценивается экспертами от 5 до 12 млн чел. Большая часть трудовых мигрантов используется на стройках. Мигранты трудятся в строительстве как на легальной, так и на нелегальной основе. Согласно исследованиям Всемирного банка, Россия по притоку иммигрантов занимает второе место в мире, уступая только США.

Хотя Россия столкнулась с проблемами притока мигрантов более 20 лет назад, базовые основы законодательства в сфере миграции многие годы не подвергались пересмотру. При разработке новой системы норм, регулирующих внешнюю иммиграцию, российским законотворцам приходится ориентироваться на зарубежный опыт, адаптируя его к отечественным условиям.

Выделим два основных направления миграционной политики: содействие постоянной иммиграции и привлечение временных трудовых мигрантов.

Квотирование — один из механизмов регулирования иммиграции — используется в ряде стран: Австрия, Италия, Португалия, Швейцария, Россия, США, Германия. Однако система квотирования в каждой стране имеет свои особенности. Наиболее интересными для анализа являются попытки сочетания ограничительного механизма квот с селективными методами.

Жесткая система квот в США уравновешивается сложной категоризацией мигрантов. Квоты на постоянное проживание различаются по категориям иммигрантов в зависимости от наличия родственников-граждан или резидентов в США или возможностей занятости в стране. Квота на выдачу «карт постоянных жителей» (грин-карт) на 2010 г. составила 226 тыс. виз. С учетом поступивших заявлений на постоянное жительство для каждой категории рассчитан примерный период ожидания: от 2 до 11 лет.

В Российской Федерации квотируется выдача не разрешения на постоянное проживание — вида на жительство, а разрешения на временное проживание, получение которого является обязательным для последующего оформления статуса постоянно проживающего. Таким образом, иностранному гражданину, желающему жить в России постоянно и в перспективе получить российское гражданство, необходимо сначала получить разрешение на временное проживание, которое выдается сроком на 3 года. В период временного проживания иностранный гражданин может претендовать на получение вида на жительство, которое выдается сроком на 5 лет. После пятилетнего постоянного проживания в стране иностранный гражданин может подать ходатайство о гражданстве.

Для Цитирования:
Крощенко М. М., Алексенцева Ю. А., Трудовые мигранты: В РОССИИ и ЗА РУБЕЖОМ. Прораб. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: