По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Трудовой комплаенс в России: понятие и способы применения для защиты трудовых прав работников

М.М. Панарина преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

В статье проводится анализ понятия «трудовой комплаенс», предложены пути внедрения службы трудового комплаенса на предприятиях (в организациях). Для управления и урегулирования критических трудовых ситуаций предложено предусмотреть в трудовом законодательстве РФ право на обращение работника к комплаенс-менеджеру. А комплаенс-менеджер в таком случае предложил бы работнику все возможные способы решения возникшей проблемы.

Литература:

1. Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. — М., 2010. — С. 62.

2. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. — М., 2006. — С. 383–384.

3. Сапфирова А.А. Трудовой комплаенс как способ предупреждения нарушения трудовых прав. — URL.: https:// cyberleninka.ru/article/n/trudovoykomplaens-kak-sposob-preduprezhdeniyanarusheniy-trudovyh-prav (дата обращения: 15.06.2019).

4. https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-komplaensa-kak-sredstvauluchsheniya-korporativnogo-upravleniyav-rossiyskih-kompaniyah (дата обращения: 20.06.2019).

5. Трудовое право и комплаенс. Что такое комплаенс и с чем его едят? — URL: https://juristoff.com/sovety-yuristov/trudovoe-pravo/15309-trudovoe-pravo-i-komplaens-chto-takoe-komplaens-i-s-chem-egoedyat (дата обращения: 10.06.2019).

В современных исследованиях, посвященных изучению трудового конфликта, многими авторами отмечается необходимость сочетания государственных и негосударственных способов защиты трудовых прав [1].

Следует отметить, что на законодательном уровне понятие «защита трудовых прав» не закреплено. Представляется, что в это понятие можно включать любую деятельность субъектов трудовых правоотношений, направленную на обеспечение гарантий в указанной области.

В данном случае под «любой деятельностью» имеются в виду установление на законодательном уровне условий труда и гарантий основных трудовых прав работников; развитие взаимодействия работодателей и работников по заключению соглашений и коллективных договоров; участие работников в управлении организацией; широкая пропаганда трудового законодательства; обучение его основам и способам защиты прав работодателей и работников [2], в том числе трудовой комплаенс.

Под трудовым комплаенсом следует понимать внутреннюю систему: а) мер обеспечения соответствия трудовой деятельности работника и работодателя трудовому законодательству и внутренним документам организации; б) способов предупреждения нарушений трудовых прав [3]; в) правовых средств урегулирования трудовых конфликтов.

Представляется, что введение и соблюдение трудового комплаенса работником и работодателем позволило бы свести к минимуму нарушение трудовых прав сторон трудовых отношений.

Необходимо отметить, что в настоящее время число научных работ, посвященных изучению трудового комплаенса, возросло. Первоначально термин «комплаенс» использовался в международной банковской практике и применительно к сфере регулирования предпринимательского права. Исследование международной практики развития системы комплаенс-рисков и их минимизации в России является ключевым направлением современного отечественного бизнеса.

Данная система широко используется российскими банками. Поэтому рассмотрим, например, Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденное Банком России 16.12.2003 № 242-П.

Для Цитирования:
М.М. Панарина, Трудовой комплаенс в России: понятие и способы применения для защиты трудовых прав работников. Вопросы трудового права. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: