В современных условиях нестабильной внешней среды компаниям нужно в ответ прибегать к наиболее эффективным инструментам управления. Большую роль в любой организации играют правильно выстроенные рабочие процессы между работниками и работодателем, которые должны быть юридически обоснованы в соответствии с актуальным законодательством Российской Федерации. Управление компанией и обеспечение корректной ее работы с юридической точки зрения является действительно сложным и ответственным процессом. Комплаенс-контроль как обеспечение кадровой безопасности уже зарекомендовал себя как необходимая и регулярная процедура для успешного ведения бизнеса примерами многих компаний, однако еще не все из руководителей осознают необходимость его внедрения в свою организацию. Тем не менее большое количество руководителей, которые стремятся к развитию своего бизнеса, прибегают к использованию комплаенс-контроля в своих бизнес-процессах.
Цель исследования: охарактеризовать трудовой комплаенс и провести анализ действующего нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Материал и методы исследования: в ходе исследования были применены следующие методы: анализ и синтез, группировка, а также логический и системный подходы.
Термин «комплаенс» происходит от английского слова compliance, что в переводе означает «соответствие». Трудовой комплаенс охватывает все аспекты трудового законодательства, включая законодательные нормы, положения внутренней политики компании, этику и корпоративную культуру. Его развитие стало возможным благодаря изменениям в социальной, экономической и правовой сферах, а также появлению необходимости защиты прав работников и интересов работодателей.
Если обратиться к истории развития трудового комлаенса, то можно говорить о следующих этапах его развития (табл. 1).
Впервые о комплаенс-менеджменте в России заговорили в 1999 году в связи с утверждением Указания Банка России от 07.07.1999 № 603-У (утратило силу). В данном указании дано первое определение комплаенс-менеджмента, определены его направленность и порядок организации в кредитных организациях.