Большинство в две трети россиян говорят об одинаковых шансах мужчин и женщин достичь успехов в трудовой сфере, получить хорошую работу в современной России. Привилегированность в трудовой сфере мужчин отмечают 23 % опрошенных, привилегированность женщин — 4 %. Примерно такая же ситуация наблюдалась и в сфере предпринимательства.
Большинство россиян (87 % мужчин и 80 % женщин) сообщили, что у них не было ситуации, когда их каким-либо образом притесняли на работе из-за их пола. Об отсутствии личного опыта чаще говорили россияне «реформенного поколения» и «поколения застоя», а также самые младшие из опрошенных — «поколение цифры». Возможно, это связано с тем, что для возрастных россиян эта тема успела утратить актуальность, а молодых людей вопрос дискриминации на работе пока сильно не волнует: у них еще много возможных жизненных траекторий и не так много опыта профессионального взаимодействия. Тема дискриминации куда серьезнее воспринимается миллениалами, ведь в этом возрасте субъективная значимость работы (и карьеры) в жизни женщин и мужчин продолжает расти, что обостряет чувствительность к несправедливости.
Одно из ярких проявлений дискриминации — разница в оплате труда. Согласно данным Росстата, средняя начисленная зарплата у женщин в России в 2023 г. составила 61,1 тыс. руб., в то время как мужчины в среднем получали 87,7 тыс. руб. Однако куда важнее сравнить уровень зарплаты за сопоставимые объемы работы: 16 % сообщили, что сталкивались со случаями, когда коллега противоположного пола получал бóльшую оплату за аналогичный объем работы; это отметили 13 % мужчин против 19 % женщин.
Итак, две трети (65 %) россиян не видят дискриминации по гендерному основанию в сфере труда, а еще около 11 % указывают на гендерную дискриминацию, не имея соответствующего личного опыта. Есть два возможных объяснения: либо средства массовой информации искусственно раздувают проблему гендерной дискриминации, привлекая к ней непропорциональное внимание, либо эти россияне просто сопереживают чужой боли и чужим проблемам — тем, кто столкнулся с дискриминацией. И потому гендерное неравенство воспринимается ими скорее как общесоциальная проблема. (Конечно, возможен и третий вариант: дискриминация на самом деле ощущается шире, чем это демонстрируется в опросе общественного мнения, но обсуждать ее по каким-то соображениям считается неуместным.)