По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.22 DOI:10.33920/pol-2-2010-08

Трудоправовые аспекты организации дистанционного обучения в вузах

Воронина Алла Аркадьевна канд. юрид. наук, доцент, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются изменения в организации образовательного процесса в вузах России в связи с пандемией, предпринята попытка анализа изменений в выполнении преподавателями вузов трудовых функций в условиях перехода вузов на дистанционное обучение. Рассмотрены особенности режима рабочего времени, требования к преподавателям в изменившихся условиях, а также ряд проблемных аспектов, связанных с работой в информационно-образовательной среде.

Как известно, с учетом сложной эпидемиологической остановки в стране Приказом Минобрнауки от 14.03.2020 № 398 была обозначена необходимость перевода учебного процесса в подведомственных образовательных организациях на удаленный режим работы, т.е. фактически с этого момента начался массовый переход на дистанционное обучение, была организована контактная работа со студентами в электронной информационно-образовательной среде образовательных организаций. Поэтапно этот переход был осуществлен во всех образовательных организациях для обучающихся как очной, так и заочной форм обучения. Этот переход был достаточно сложным для многих образовательных организаций высшего образования, далеко не всем из них удалось провести этот переход успешно.

Не углубляясь в особенности и проблемы дистанционного обучения в принципе и в условиях, определенных распространением коронавирусной инфекции, представляется актуальным рассмотрение дистанционного обучения с позиции преподавателя — субъекта, собственно осуществляющего учебный процесс, точнее, как субъекта трудового отношения — работника в трудовом договоре.

В обозначенных обстоятельствах возникла необходимость формализации изменения условий трудовых договоров путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору каждого преподавателя. Предположительно, это было сделано во всех образовательных организациях. Однако по содержанию дополнительные соглашения, заключенные в разных организациях, оказались различными. В некоторых организациях дополнительные соглашения носили скорее формальный характер и фактически фиксировали согласие работника на работу вне образовательной организации, а именно по месту своего постоянного проживания. Некоторые организации пошли дальше и установили дополнительные обязанности, причем только работнику (преподавателю), исходя из интересов организации, что в принципе понятно. Однако это привело к нарушению трудовых прав работников.

По непонятной причине, несмотря на позицию Минобрнауки, рассматривающего лишь изменение режима работы со стационарного на удаленный, некоторые организации установили в дополнительных соглашениях, что работа преподавателя является дистанционной. Такой подход явно противоречит трудовому законодательству, т.к. дистанционная работа достаточно четко определена в главе 491 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), устанавливающей особенности правового регулирования труда дистанционных работников.

Для Цитирования:
Воронина Алла Аркадьевна, Трудоправовые аспекты организации дистанционного обучения в вузах. Вопросы трудового права. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: