Выявляемость зубочелюстных аномалий у детей младшего школьного возраста не уменьшается; напротив, увеличивается посещаемость врачей ортодонтов в связи с повышением эстетических требований как у родителей, так и у детей [1, 3, 6, 7, 8, 9]. Далеко не все способы ортодонтического лечения оплачиваются из средств обязательного медицинского страхования, что делает актуальным экономический анализ раннего ортодонтического лечения. Базовой составляющей расчетов стоимости ортодонтического лечения на платной основе и размеров оплаты труда врачам-ортодонтам является анализ трудозатрат при реализации разных видов лечения.
Цель исследования: анализ трудоемкости распространенных методов ортодонтического лечения детей в период сменного прикуса.
Материалы методы. На кафедре стоматологии МБУ ФМБЦ им. А. И. Бурназяна ФМБА России комиссионно рассчитана длительность и кратность посещений при ортодонтическом лечении детей с использованием следующих способов: техника 2x4, съемная пластинка с искусственными зубами, кольцо с распоркой, пластинка с передней накусочной площадкой, пластинка с заслонкой для языка, аппарат Twin-block, маска Диляра в сочетании с расширяющим аппаратом, пластинка с винтом, аппарат с расширяющим винтом hyrax [1, 6, 7, 9]. Методика изучения трудоемкости соответствовала методическим указаниям Минздрава России [2, 4, 5].
Результаты исследования. Детальный анализ трудозатрат врача и зубного техника с учетом частоты посещений пациентом клиники описан на примере лечения смещения зубов с использованием пластинки с винтом. Указанное лечение состоит из нескольких этапов:
– диагностический этап из 96±17 минут, который включат раздел клинического обследования, направление на рентгенологическое обследование, оформление истории болезни и документации (21±3 минут), получение диагностических оттисков (обе челюсти) (8±2 минут), фотосъемка (12±2 минут), анализ диагностических моделей (17±3 минут), анализ рентгенологических данных (26±2 минут), составление плана лечения (12±5 минут);