28 января 2021 года Департамент города Москвы по конкурентной политике совместно с Главным контрольным управлением города Москвы выпустили приказ № 5/70-01-13/21 «Об утверждении Порядка исполнения контрактов по закупкам у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемым заказчиками города Москвы в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”» (далее — Закон № 44-ФЗ) (далее — Приказ об электронном исполнении контрактов малого объема) [1]. Данный приказ спровоцировал большое количество споров и недопонимание со стороны заказчиков.
Цель исследования: изучение действующего законодательства и правоприменительной практики по вопросам введения обязательного электронного документооборота при исполнении контрактов малого объема.
Материалы, методы и условия проведения исследования: основным исследовательским инструментом, используемым в данной работе, является системный анализ; для изучения теоретического и практического материала используются методы эмпирического исследования, принципы формальной логики, обобщения и анализа российской практики.
Рассмотрим моменты, которые предшествовали принятию данного законодательного акта. Заказчики города Москвы, согласно постановлению правительства Москвы от 19.07.2019 № 899-ПП «О системе закупок города Москвы», обязаны осуществлять закупки «малого объема», а именно так принято негласно называть закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемые в соответствии с п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, через автоматизированную информационную систему «Портал поставщиков» (далее — ПП), с которой заказчики, в свою очередь, взаимодействуют через Единую автоматизированную информационную систему торгов города Москвы (далее — ЕАИСТ). Тут следует также остановиться подробнее. ПП — это система, в которой потенциальные поставщики могут опубликовать свои оферты, которые представляют собой предложения по поставке продукции, выполнению работ, оказанию услуг. В свою очередь, ЕАИСТ — это внешняя система размещения заказа (далее — ВСРЗ), через которую заказчики города Москвы обязаны проводить свои закупки, в том числе малого объема. Происходит это следующим образом. Заказчики в ЕАИСТ могут выбрать оферты, которые потенциальные поставщики разместили на ПП, и на их основе заключить контракт малого объема. В этом процессе есть свои нюансы, просто так заключить контракт по выбранной оферте нельзя, нужно обосновать цену, провести котировочную сессию, запросить потенциальных поставщиков создать оферты, если необходимого товара нет в перечне предложенных оферт, и т.д.